В самом отчете, текст которого опубликован на сайте СЕ, комиссар рассказала о нескольких поездках в Украину, констатировала массовые и катастрофические нарушения оккупантами прав человека, особенно детей, которых отбирают у родителей, перемещают через границу и меняют гражданство.
Она отметила, что вывезенных в Россию детей отдают в приемные семьи, "не прилагая достаточных усилий для установления контакта с их родственниками или законными опекунами в Украине". А предоставление им гражданства РФ и их дальнейшее усыновление проходит "по желанию российских чиновников".
"При этом дети, разведенные со своими родителями во время чрезвычайной гуманитарной ситуации, никогда не могут считаться сиротами и потому не могут быть усыновлены", – сказала Миятович.
Отвечая на вопросы после доклада, она не стала скрывать, что повлиять на ситуацию международные организации не могут.
"Прежде всего мы должны признать, что у нас есть проблема: ни одна международная правозащитная организация не имеет доступа на территорию России", – сказала она, подчеркнув, что без точных, верифицированных данных о месте пребывания детей и их статусе усилия украинских и российских общественных организаций также малоэффективны.
"Они делают громадную работу, но это всего лишь капля в море и не может сравниться с деятельностью, которую возможно вести на государственном уровне. Я не могу вам сказать: да, у нас есть способ, как это сделать. Что у нас есть – так это наше четкое обязательство как международного сообщества решить эту проблему", – объяснила комиссар СЕ.
Она еще раз подчеркнула, что это невозможно сделать без предоставления неограниченного доступа в места на территории России, где могут находиться дети из Украины, в частности, "места, известные как детские лагеря отдыха".
"Конечно, мы слышим, что детей возвращают. И хотя мы очень этому рады, но все-таки эти цифры очень малы", – подытожила Миятович.