11 января правительство решило отозвать первый законопроект о мобилизации и сразу подготовить новый, но пока что Кабинет Министров не внес вторую версию в Верховную Раду. 16 января юристы Министерства обороны передали свои наработки на изучение главам всех фракций.
"Мы, мягко говоря, в гневе, потому что не видим особого улучшения текста. Непонятно, что реально там переписали. Ну никак не соберем мы голоса под другие формулировки того же самого, что было в первой версии. Надо его реально переписать", – заявил УП один из влиятельных депутатов фракции "Слуга народа".
По данным УП, первый документ Кабмина не хотели поддерживать не только оппозиционные силы, но даже большая часть "Слуги народа". На заседании фракции депутаты правящей партии полтора часа "ссорились и возмущались из-за различных резонансных норм".
В то же время в Верховной Раде уже зарегистрировано несколько альтернативных законопроектов о мобилизации от оппозиционных фракций. Теперь, когда правительство внесет новый проект в ВР, тот получит другой порядковый номер, а парламенту придется сначала рассмотреть уже зарегистрированные проекты.
Пока судьба законопроекта о мобилизации остается неочевидной, депутаты уже приняли закон о создании единого электронного реестра военнообязанных. По информации "Украинской правды", он также принят со значительными изменениями.
Минобороны хотело для создания единой цифровой базы данных военнообязанных получить данные из госреестров налоговой и миграционной служб, Минздрава, Минюста, МВД, ЦИК, других ведомств, а также доступ к номерам телефонов и e-mail военнообязанных. Все эти данные должны были бы храниться на облачных хранилищах в странах НАТО.
Как сообщили несколько источников УП в разных фракциях, перед голосованием за второе чтение проекта о создании единого электронного реестра оппозиционные фракции "сбили" ряд инициатив министерства. В частности, о доступе к налоговым и таможенным данным, информации о семье, медицинской карте и тому подобное.
"Ни одна спецслужба мира не обладает таким объемом информации о гражданах, как то, что запрашивало Министерство обороны. Мы понимаем, что цифровизация нужна, но это уже было слишком", – пояснил УП один из членов комитета по вопросам нацбезопасности.
Другой собеседник в одной из оппозиционных фракций добавил, что документ был прописан так, что "никто бы не понес ответственности в случае утечки или кражи личной информации граждан".
В итоге, как в окончательном варианте выглядит проголосованный законопроект, не могут сказать даже сами нардепы, потому что "текст сводят в юридическом отделе Рады".