Подавляющее большинство экспертов и политиков отдают себе отчет в том, что та система международных отношений, которую человечество получило в наследство после Второй мировой войны и которую мы привыкли называть послевоенным мировым порядком, окончательно и бесповоротно канула в Лету. И уже не вернется никогда. А что же человечество получает взамен?
То, что сейчас принято называть мировым порядком, впервые было документально оформлено в 1648 году в т.н. Вестфальском мире
Свято место пусто не бывает
Освободившееся место постепенно начинает "заполнять" новая глобальная субстанция, ничего общего не имеющая со своей предшественницей. Она пока что не имеет ни определения, ни даже названия (для себя назовем ее новая система международных отношений – НСМО), но события последнего времени свидетельствуют, что она уже во весь голос заявляет свои права на всемирное наследство (наследие).
То, что сейчас принято называть мировым порядком, впервые было документально оформлено в 1648 году в виде так называемого Вестфальского мира. Тогда раздробленная, разоренная и истощенная тридцатилетней войной Европа вынуждена была искать пути для выхода из сложившейся ситуации. И такими выходами стали Мюнстерское и Оснабрюкское мирные соглашения, подписанные соответственно 15 мая и 24 октября 1648 года.
Вестфальский мир положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета.
В результате, до периода так называемых наполеоновских войн, то есть до начала XIX века, европейский мир обрел определенную устойчивость, поскольку после Вестфальского мира в Европе фактически сложилось два центра, обеспечивающих баланс сил на континенте. Общий порядок поддерживался Англией, которая вплоть до Первой мировой войны играла роль своеобразного общего "балансира" в европейских делах. Франция же отвечала за порядок в Центральноевропейском регионе, противодействуя объединению Германии и превращению ее в самое могущественное государство.
Картина Герарда Терборха "Заключение мира в Мюнстере". Нидерландский живописец присутствовал при заключении Мюнстерского мира между Голландией и Испанией 15 мая 1648 года и запечатлел его в своем полотне, которое в настоящее время хранится в Национальной галерее в Лондоне. Фото: wikipedia.org
Следующим знаковым этапом в процессе формирования мирового порядка можно считать Венский конгресс 1814 года, завершавший эпоху французской революции и наполеоновских войн на Европейском континенте. Конгресс определил новую расстановку сил в Европе, обозначив на продолжительное время ведущую роль в международных делах стран-победительниц Австрии, Великобритании, Пруссии и России.
За исключением т.н. Крымской войны 1854–1855 годов, поственский период можно назвать относительно спокойным.
Окончание Первой мировой войны венчала Версальская мирная конференция и Версальский договор 1919 года. В результате, побежденная Германия в качестве своеобразного глобального изгоя осталась вне основных международных процессов. В отличие, кстати, от Венского конгресса, в котором участвовала и проигравшая Франция. Такая "дискриминация" просто не могла остаться без ответа, что и случилось буквально через 10 лет в виде второго акта всемирной трагедии – Второй мировой войны.
Завершение Второй мировой войны положило начало новому мировому порядку, основанному на разделе мира между двумя идеологиями: т.н. социалистической и капиталистической. Его действие завершилось в 1991 году, с распадом социалистической системы и исчезновением с политической карты мира СССР.
Этот период нельзя назвать спокойным в истории человечества. Однако он был относительно управляемым, поскольку мир был поделен между двумя сверхдержавами, которые и отвечали за сохранение порядка в собственном секторе, по тогдашним идеологическим клише – лагере. А своеобразный "Сталинград" постепенно вырисовался в виде ядерного и термоядерного оружия, вокруг которого и совершались своеобразные ритуальные внешнеполитические "пляски" в виде перманентных переговоров и достигнутых договоренностей в области контроля над ядерным оружием и ядерного разоружения.
Вторая мировая война прочно ассоциируется с Гитлером и Сталиным. Что бы ни говорили о роли последнего, он является одним из "отцов" этой глобальной бойни
Причины и следствия
Все эти грубо очерченные этапы формирования порядка имеют одну общую черту – они были вынужденной реакцией мирового сообщества (то ли европейского, то ли мирового) на уже свершившееся нарушение существовавшего на тот момент международного порядка. Независимо от того, было ли это нарушение, так сказать, "коллективным", как в случае с Вестфалем, или инициировано конкретными историческими личностями (Наполеон Бонапарт, Гитлер – Сталин).
Эти вынужденные шаги были еще необходимы для формального фиксирования победы одной стороны и проигрыша другой. Иными словами, речь шла о своеобразном коллективном наказании агрессора.
Поэтому если в 1648 году европейская аристократия и духовенство выступили против изнурительных и опустошительных войн, вызванных "виртуальным врагом" – неструктурированными и несбалансированными отношениями между церковной и светской властями, – то уже следующее нарушение существовавшего мирового порядка стало прочно ассоциироваться с именем Наполеона Бонапарта.
Корсиканец неаристократического происхождения, Наполеон сумел в короткое время превратить Францию в наиболее воинственное государство в Европе. Определявшее судьбы континента на протяжении десятилетия.
Первая мировая война началась из-за объективных противоречий в отношениях между тогдашними европейскими империями и не совсем адекватной субъективной реакции на них со стороны монархов, которые и стали своеобразным коллективным виновником ее возникновения.
А вот второй акт этой трагедии под названием Вторая мировая война прочно ассоциируется с именем одного, вернее двух человек, – Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина. Что бы там ни говорили о роли последнего, он является одним из "отцов" этой глобальной бойни.