На сколько после введения карантина выросло домашнее насилие? По данным американцев, почти на 50%
– Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что из-за карантина и режима самоизоляции, введенных во многих странах для борьбы с распространением коронавирусной инфекции, в разы увеличились случаи домашнего насилия. Как практикующий психотерапевт, вы отмечаете подобную тенденцию и в Украине?
– Когда Гутерриш это сказал, было уже поздно. Минимум недели за две до его заявления мои коллеги по всему миру прогнозировали резкую вспышку домашнего насилия, постоянно об этом писали и говорили. Не только говорили, но начали принимать меры.
К примеру, в США у одной из телеведущих на руке написан номер горячей линии, куда можно звонить за помощью. В условиях карантина жертвы оказались чуть ли не запертыми на 24 часа в сутки со своими мучителями. В Америке придумали коды, то есть жертва набирает номер и произносит код, а ее мучитель не догадывается, о чем речь. В Украине о таком остается только мечтать.
– Вы привели пример пограничных случаев людей с откровенно садистскими наклонностями, это скорее исключение, чем правило. Меня интересуют обычные украинские семьи, которые из-за карантина вынуждены 24 часа в сутки находиться в небольших квартирках с детьми, женами или мужьями, родителями, домашними животными. На четвертой неделе карантина у кого угодно нервы сдадут, начнутся ссоры, скандалы, взаимные обвинения…
– Когда пациентка меня спрашивает "Что делать, муж меня не слышит, хотя я ему постоянно повторяю, что надо мыть и дезинфицировать руки?" – я понимаю, что проблема не в усталости от карантина. Проблема в том, что муж никогда ее не слышал, просто сейчас, в условиях изоляции, это отчетливее проявилось. Тогда откуда уверенность, что я могу дать совет, после которого муж мгновенно начнет слышать жену?
– Иными словами, карантин и изоляция лишь обнажили те проблемы, которые давно накапливались внутри семьи?
– Как бы мы психологически не срывались, причины точно не в карантине. Есть стереотип поведения. Мы начали с вами разговор с физического насилия в семьях, которое может привести к серьезным увечьям или даже смерти. К моему большому сожалению, в нашей постсоветской культуре домашнее насилие очень распространено. Более того, даже есть дурацкое выражение "бьет – значит любит". Это абсолютно ужасная ментальная установка.
– А на сколько именно после введения карантина выросло домашнее насилие?
– По данным американцев, почти на 50%. В условиях тотальной изоляции жертвам домашнего насилия некуда бежать: приюты либо закрыты, либо переполнены. В Украине такой статистики нет, точнее есть, но очень формальная, я ей не доверяю.
Условная Конча-Заспа, где живут состоятельные люди, переживает до такой степени, что нанимает вооруженную охрану
– Скоро месяц, как в Украине действует карантин. За это время у вас число пациентов увеличилось?
– Конечно. От постоянного общения у меня даже горло начало побаливать, домашние надо мной издеваются: "Мама, ты целый день на телефоне и даже сама этого не замечаешь!". Причем увеличилось число пациентов не только в Украине, звонят с просьбой о консультации из США и других стран, даже из Австралии.
– На что в основном сейчас жалуются?
– Например, мои западные пациенты переживают, что у них больше нет возможности проводить время так, как раньше: с друзьями, пикниками, ресторанами и так далее. А украинцы очень переживают о своем материальном положении и экономической ситуации в стране.
У нас на первом месте социальные проблемы. И это совершенно понятно. Потому что даже несчастные Испания или Италия, где очень высокая статистика смертности от COVID-19, могут позволить себе сидеть дома и не переживать о том, чем завтра кормить семью. В Украине не так. У нас даже условная Конча-Заспа, где живут состоятельные люди, переживает до такой степени, что нанимает вооруженную охрану.
– Зачем? Боятся, что длительный карантин и отсутствие у подавляющего большинства населения финансовой подушки резко повысит статистику грабежей и разбоев?
– Ну конечно! Мы же прекрасно понимаем, к чему привел капитализм, особенно дикий капитализм на территории бывшего СССР. В Украине огромный разрыв между богатыми и бедными. У нас 1% населения живет хорошо, остальные – сводят концы с концами. Карантин наглядно проявил эти проблемы.
В Украине карантин введен с 12 марта 2020 года, закрыты учебные заведения, торговые центры, магазины (кроме продуктовых и аптек), рестораны, кафе и бары, спортивные залы, салоны красоты, приостановлено авиасообщение с другими странами, прекращены внутренние пассажирские перевозки. Гражданам запрещено появляться в публичных местах без масок и перемещаться больше двух человек. Ожидалось, что эти меры будут действовать до 3 апреля, но 25 марта Кабмин ввел режим чрезвычайной ситуации по всей стране и продлил карантин до 24 апреля. Фото: Sergey Dolzhenko / ЕРА
Знаете, я многих обучаю бесплатно. Надеюсь, на меня не обидятся, если скажу элементарную вещь, которая раньше, до карантина, мне даже в голову не приходила. Как только все это началось, я предложила: давайте перенесем наши занятия в онлайн. Знаете, что они ответили? "Не можем, мы живем в маленьких квартирах, физически нет места уединиться для учебы или работы".
У состоятельных достаточно площади, чтобы уединиться каждому члену семьи, но тут другие проблемы. Чаще всего богатая семья – это семья, где один очень хорошо зарабатывает, а остальные от него зависимы. Они и до карантина молчали и делали все, что требовал "кормилец", а сейчас – тем более. Хотя бы потому, что девушка сделала все возможное, чтобы стать пятой женой олигарха. Конечно, она молчит. С карантином или без. Как выглядит типичная богатая украинская семья? Она у него энная жена, а он со всеми ведет себя одинаково. И она будет молчать за условную сумочку от Chanel.
– Правильно ли я понимаю: за время карантина и у бедных, и у богатых доминируют страх и тревога. Первые переживают из-за своего финансового положения, вторых заботит собственная безопасность в условиях резкого и тотального обнищания страны?
– Абсолютно правильно понимаете. Заметьте: и у тех, и у других страх перед коронавирусом не на первом месте. Все почему-то думают, что их это точно не коснется. Хотя состоятельные люди на всякий случай уже приобрели для себя лично аппараты искусственной вентиляции легких. Более того, даже бригады врачей наняли, которые в случае чего в любую минуту к ним примчатся или вообще во флигелях рядом с особняками живут.
– Мне казалось, это слухи о наличии индивидуальных аппаратов ИВЛ в богатых особняках.
– Нет, Конча-Заспа очень серьезно перепугались из-за Куршевеля, куда все рванули на 8 Марта, в разгар распространения коронавируса в Европе. У нас же как началась эпидемия? И сверху, и снизу. Одни из дорогих европейских курортов ее привезли, другие – с заработков. Уникальная, конечно, ситуация.
Если этот несчастный карантин выявил, что вы не можете быть рядом друг с другом – какого черта вы вместе до сих пор?
– Какие еще жалобы, помимо туманного экономического будущего и возможного роста преступности, появились у украинцев в условиях карантина?
– Для меня лично, как бы брутально это ни звучало, нет ничего хуже психологического насилия. То есть угрозы физического увечья для партнера нет, но психологическое давление невыносимое. Это как радиация: следов нет, но убивает.
Вот в этом вопросе у нас в стране катастрофа, которую карантин лишь усилил. Потому что когда люди ходили на работу, в тренажерные залы, рестораны-кафе – они там психически разгружались. А сейчас все 24 часа в сутки и семь дней в неделю под одной крышей. И если в семье есть психологическое насилие, это становится катастрофой.
– Что именно вы подразумеваете под психологическим давлением?
– Например, установка "я тебе денег не дам", хотя многие почему-то не считают это психологическим насилием. А ведь это случай, когда женщина или мужчина настолько зависят от партнера, что вынуждены подчиняться всем его желаниям. Это в обычном режиме, а представьте, насколько усугубилась эта ситуация, когда все очень долго под одной крышей из-за карантина. Вот это меня очень волнует, потому что из-за психологического насилия начинается много других психических расстройств.
– И масштаб проблем увеличивается в том числе потому, что у нас нет культуры обращения за помощью к психологу или психотерапевту?
– Абсолютно. Более того, все усугубляется тем, что в Украине огромная проблема с психиатрами, психотерапевтами, психологами. Они есть, но большая часть из них – недоучки. Иногда тако-о-ое от них слышу, тако-о-ое читаю…
– Как в условиях карантина, когда в семье все друг у друга на головах, не срываться на родных и близких?
– Не нагнетаю, но честно говорю: мы столкнулись с бедой в виде этого коронавируса. Когда вижу со своего балкона, как люди без масок гуляют в компании 10 человек, хочется им крикнуть: "Вы не понимаете, что происходит?" Нет, не понимают.
Случилась катастрофа, настоящая эпидемия. В этой ситуации надо не просто беречь родных и близких, надо пылинки друг с друга сдувать (предварительно сняв маску), а не орать и ссориться. Надо помочь друг другу выжить. И еще. Я профессионально занимаюсь психологией больше 30 лет и честно скажу: если этот несчастный карантин выявил, что вы не можете быть рядом друг с другом – какого черта вы вместе до сих пор?
Я не понимаю модных тренингов, вроде "Как не срываться в семье". Люди, одумайтесь: что значит "не срываться"? Если в такой сложной ситуации оказалось, что вы друг для друга чужие люди – расходитесь. Может, это неприятно для кого-то звучит, но это правда.
– А где грань между накопленной усталостью и раздражением из-за карантина и реальной невозможностью переносить друг друга при любых обстоятельствах?
– Здесь не надо ничего анализировать, потому что страх слишком очевиден. Мы сейчас выживаем, буквально. Мы теперь всем миром из-за коронавируса на "Титанике". И люди в такой ситуации либо помогают и спасают друг друга, либо ссорятся.
Не могу поверить, что скажу это, но повышенная тревога и постоянное погружение в тему коронавируса – это хорошо
– Дайте совет, что делать, если читать новости о коронавирусе уже сил нет, а не читать не получается?
– Не могу поверить, что скажу это, но… Повышенная тревога и постоянное погружение в тему – это хорошо.
– Как это, почему?!
– Это нас защищает, чтобы мы лишний раз не выходили на улицу, тем более не собирались компаниями на шашлыки.
– Почти месяц находиться в состоянии повешенной тревожности и постоянно следить за новостями о заразившихся и погибших – так и умом тронуться недолго…
– Моя хорошая, мы на "Титанике". Оцените, пожалуйста, все риски. Задумайтесь и поймете, какая же это роскошь сидеть дома живым и здоровым! У нас настоящая беда на пороге, а люди этого не понимают, живут по принципу "меня не коснется". В психологии это называется отрицанием. Вам не хватает аргументов, почему коронавирус – это очень серьезно? Посмотрите на Испанию, Италию, США, где под тысячу умерших ежесуточно.
– У вас не складывается впечатление, что в этой пандемии очень много медийной составляющей? В ДТП или от обычного гриппа умирает куда больше людей, но все мировые СМИ сосредоточились только на коронавирусе…
– Сколько бы ни было "медийной составляющей", умерших не вернешь. Я взрослый человек, мне скоро исполнится 60 лет, я хороший врач, Украина для меня уже шестая страна, в которой работаю. Я объездила весь мир, во многих странах училась и работала, но никогда в жизни не видела пустой Нью-Йорк. Раньше даже представить такое было немыслимым. США остановились из-за коронавируса. Неужели это ничего не означает, ребята?
"Сейчас единственная задача – выжить. Физически, психологически и финансово выжить. Неужели в такой сложной ситуации вы хотите портить нервы родным и близким, ссориться с ними?". Фото: Sergey Dolzhenko / ЕРА
У нас какая-то дурацкая советская убежденность: мол, нас пронесет. Нет, ребята, не пронесет, особенно если так легкомысленно к этому относиться. Коснется всех. Знаете, почему? Потому что, если не переболеют 70–80% населения всей планеты, вирус никуда не уйдет. Нужно выработать коллективный иммунитет.
Поймите, карантин не нас защищает, а нашу убогую медицинскую систему, которая не выдержит наплыва заболевших, их надо растянуть во времени. По всему миру, кстати, ни одна медицинская система не оказалась готовой к такой нагрузке и к подобному вызову. А в Украине, откровенно говоря, медицины вообще нет.
Происходящее сейчас – это очень серьезно и очень страшно. И то, что вы живы-здоровы и имеете роскошь сидеть дома, – большая удача. Об этом надо напоминать каждую минуту. Поэтому я и говорю: тревога – это хорошо. Это единственное, что нас спасает от легкомысленного поведения в условиях карантина.
– Как специалист, насколько серьезно вы рассматриваете версию, что SARS-CoV-2 – искусственно выведенный штамм коронавируса, запущенный для каких-то целей во многие страны?
– Я очень много сейчас читаю медицинских статей на эту тему. Конспирология или нет… Вопрос не в том, русские или американцы занесли этот вирус в Китай или он изначально там появился. Вопрос в том, что это уже свершившийся факт, реальная катастрофа. И проблема в том, что в такой огромной стране, как Украина, не нашлось ни одного человека, который смог бы доступно всем и каждому донести: эй, это не нагнетание, это не паника, это реальность!
И в таких условиях у вас еще есть роскошь наезжать на родных и близких, ссориться с ними? Вам действительно скучно на карантине, серьезно? Сейчас единственная задача – выжить. Физически, психологически и финансово выжить.
Неужели в такой сложной ситуации вы еще хотите портить нервы родным и близким, ссориться с ними? Вы что! Наоборот, сейчас надо брать (чистыми и вымытыми руками, разумеется) своего мужа, свою жену и целовать с утра до ночи! Беречь, холить и лелеять людей рядом с собой! Цунами надвигается, надо убегать-спасаться, а у вас есть желание придираться к родным и обижаться, что не успели на шашлыки?