Россия хранит за рубежом существенные деньги и активы, которые могут конфисковать по делу ЮКОСа, в том числе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Об этом в интервью газете Коммерсант рассказал президент Союза третейских судов РФ Алексей Кравцов.
"С экономической точки зрения за рубежом хранить выгоднее – там выше банковский процент. Погнались за "длинным рублем" и теперь попали в нехорошую ситуацию. Наши деньги могут просто забрать по этому иску", – отметил он.
Кравцов добавил, что, кроме денег, на Западе могут арестовать российские нефть и газ, которые поставляются в Европу.
"Судебные исполнители просто перекроют краны и заберут его. И этот ход истцов для нас опасен тем, что в случае изъятия углеводородов, нам предъявят иск покупатели, у которых возникнут претензии на взыскание своих убытков", – подчеркнул президент Союза третейских судов.
В связи с этим он отметил, что России нужно срочно выводить свое имущество из-за рубежа.
"В авральном режиме сделать это сложно. Что не успеем вывести, то достанется истцам. Сейчас единственный возможный вариант – начинать переговоры с акционерами ЮКОСа об урегулировании спора. Можно договариваться с ними об отсрочке платежей. Но лишь в том случае, если обе стороны готовы пойти на такие переговоры", – продолжил Кравцов.
Он также добавил, что неисполнение решения третейских судов нанесло серьезный удар по России, которая много лет боролась за улучшение инвестиционного климата.
"Надо иметь в виду: последователей у ЮКОСа может оказаться много. Любая компания с иностранным капиталом, которая была обанкрочена в нашей стране, а их немало, имеет такие же шансы обратиться в третейский суд в Гааге... И они получат аналогичное решение и будут претендовать на наше имущество. Может воспользоваться этим Украина: у нее есть вопросы, связанные с имуществом в Крыму. Там ведь не только пляжи, но есть еще и месторождения нефти и газа, которые получила Россия", – подчеркнул юрист.
Он добавил, что если Россия выйдет из Европейской конвенции о торговом арбитраже, она поставит крест на экономических отношениях со всем миром.
"Мы можем выкопать ров по границе, поставить великую русскую стену и обнести колючей проволокой. Никого не пускать и не выпускать. Только нужно ли нам это?", – подытожил Кравцов.
Изменения в Конституцию: децентрализация или узурпация?
20 июня президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия не признает юрисдикцию Гаагского арбитражного суда и будет судиться за арест ее активов из-за дела ЮКОСа.
41% россиян убеждены, что Россия не должна выполнять решение Гаагского суда по делу ЮКОСа, а 28% опрошенных считают, что Россия вообще не должна выполнять решения третейского суда в Гааге.
18 июля 2014 года Гаагский арбитраж вынес приговор по иску "ЮКОС Юниверсал Лимитед", обязав Россию выплатить бывшим владельцам ЮКОСа $50 млрд.
17 июня 2015 года в связи с неисполнением Россией решения Гаагского суда Бельгия наложила арест на российские госактивы в этой стране. На следующий день, 18 июня, во Франции было арестовано имущество информационных агентств Russia Today и ТАСС.
Глава Group Menatep Limited (GML), которая представляет интересы основных акционеров компании ЮКОС, Тим Осборн заявил, что активы России могут заморозить также в США и Великобритании.