В СНБО решили, что создание реестра запрещенных сайтов – это устаревшая и неоправданная идея
Об этом пресс-служба СНБО проинформировала в Facebook 9 июля.
В Совете нацбезопасности назвали эту группу "площадкой для обмена мнениями и выработки конкретных решений по защите информационного пространства государства". 8 июля она провела первое заседание.
Член правления Интернет-ассоциации Украины Максим Тульев заявлял в тот день, что СНБО принял "окончательное решение о создании реестра запрещенных сайтов – того самого "Укркомнадзора". Тульев говорил, что он вошел в состав рабочей группы по вопросам технической реализации реестра.
В СНБО говорят, что все участники группы "от начала заседания" признали, что идея неоправданная.
"Мировой опыт свидетельствует о необходимости введения более современных подходов, которые не позволят пользоваться инструментом "черных списков" нецелевым образом. Хотя звучали и совершенно неприемлемые предложения использования интернета только по "белым спискам". Основной фокус решили сосредоточить на выработке механизмов и алгоритмов действий для операторов телекоммуникаций по выполнению закона о санкциях и защите отечественного информационного пространства. Таким образом, должны быть созданы прозрачные правила игры для всех участников рынка, а государство обеспечит интересы граждан по противодействию информационным угрозам", – сказано в сообщении.
Реализовать решение предложили в рамках "небольшой подгруппы технических специалистов".
"[Они] наработают предложения к проекту документа с описанием механизмов ограничения доступа к запрещенным информационным ресурсам, для дальнейшего изучения и согласования всеми участниками рабочей группы. За основу было предложено принять существующий совместный приказ СБУ и Госспецсвязи. Наработки рабочей группы будут использованы для внесения соответствующих нормативных изменений", – добавили в СНБО.
В Совете нацбезопасности и обороны заверили, что в этом процессе будут учитывать опыт "демократических стран, где существуют и реализованы такие механизмы, которые не ограничивают права и свободы граждан, однако обеспечивают высокий уровень защиты от гибридных угроз".
Контекст:
15 мая 2017 года на тот момент президент Украины Петр Порошенко своим указом ввел в действие решение СНБО от 28 апреля 2017 года о физических и юридических лицах, против которых вводятся антироссийские санкции на срок от одного года до трех лет. В санкционном списке оказались, в частности, соцсети "ВКонтакте" и "Одноклассники", сервисы mail.Ru и "Яндекс", сайты российских антивирусных компаний "Лаборатория Касперского" и "Доктор Веб".
Позже санкции продлевали и расширяли. В частности, 2 мая 2018 года СНБО ввел новые и продлил старые санкции против граждан и юридических лиц России, которые связаны с российской агрессией против Украины, расширив список запрещенных сайтов.
4 февраля 2021 года Голосеевский райсуд Киева постановил заблокировать в Украине 426 сайтов, среди которых, в частности, российские и украинские средства массовой информации. В список попали российское агентство РБК, украинский сайт From-UA, блог-платформа LiveJournal и другие. Но 25 февраля уголовное производство, по которому суд вынес решение, закрыли.
Для регулирования деятельности информационных ресурсов, в том числе в интернете, был подготовлен законопроект "О медиа" №2693 авторства нардепов от "Слуги народа". Он был зарегистрирован в Верховной Раде в конце декабря 2019 года. Авторы законопроекта, в частности, предложили наделить Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания функцией надзора и контроля за всей сферой медиа.
Законопроект подвергся резкой критике журналистов и медиаорганизаций. Его отправили на повторное первое чтение, но затем в 2020 году зарегистрировали еще два других законопроекта о медиа.
Более 100 журналистов, медиаменеджеров и экспертов подписали открытое письмо президенту Владимиру Зеленскому, руководству Верховной Рады, народным депутатам и европейским партнерам Украины, в котором призвали не поддерживать законопроект "О медиа".
Министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко обещал, что замечания представителей украинских СМИ и Совета Европы учтут.