В убийстве Шеремета для дестабилизации ситуации в Украине подозревают участников АТО и кардиохирурга. Главное
Вечером 12 декабря руководство Национальной полиции Украины при участии министра внутренних дел Арсена Авакова, генпрокурора Руслана Рябошапки и президента Владимира Зеленского провело брифинг, на котором объявило о задержании подозреваемых в убийстве журналиста Павла Шеремета: военнослужащего, музыканта Андрея Антоненко, военной медсестры Яны Дугарь и детского хирурга, волонтера Юлии Кузьменко. В подозрении сказано, что Антоненко организовал преступление, увлекшись “ультранационалистическими идеями, культивируя величие арийской расы”. “ГОРДОН” рассказывает, какие доказательства обнародовала полиция и почему к версии следствия есть вопросы.
Обстоятельства убийства и подозреваемые
Утром 20 июля 2016 года на углу улиц Богдана Хмельницкого и Ивана Франко в Киеве взорвался автомобиль. В машине находился известный журналист Павел Шеремет (автомобиль принадлежал его гражданской жене, соосновательнице издания "Украинская правда" Алене Притуле), который скончался почти сразу после взрыва от полученных ран.
В тот же день Генпрокуратура назвала четыре основных версии убийства: профессиональную деятельность, личные неприязненные отношения, дестабилизацию ситуации в Украине, убийство по ошибке (вместо Притулы). В феврале 2017 года приоритетной версией полиция называла журналистскую деятельность Шеремета.
По данным следствия, взрывчатку под автомобиль Шеремета заложили мужчина и женщина в ночь перед убийством – они попали на записи камер видеонаблюдения.
В июле 2017 года все судебные решения в этом деле были засекречены по требованию Главного следственного управления Национальной полиции. Правоохранители не сообщали никаких деталей о ходе расследования, вплоть до июля 2019-го в МВД говорили, что подозреваемые не установлены (как позже говорил министр внутренних дел Арсен Аваков, секретность была нужна, так как убийцам сливали информацию о ходе следствия).
В ноябре 2019-го "Украинская правда" и INSIDER писали, что подозрения в деле Шеремета могут объявить двум ветеранам АТО: Владиславу Грищенко (позывной Буча) и его жене Инне (позывной Пума) – однако официально эту информацию МВД не комментировало.
12 декабря Аваков сообщил в Facebook, что подозреваемые в убийстве журналиста задержаны.
Спустя несколько часов руководители Нацполиции при участии Авакова, генпрокурора Руслана Рябошапки и президента Владимира Зеленского провели срочный брифинг, на котором представили часть доказательств, собранных против вероятных исполнителей убийства журналиста, и обнародовали имена подозреваемых. В совершении преступления подозревают военнослужащего, музыканта Андрея Антоненко (его группа называется Riffmaster, так называют и самого Антоненко), военную медсестру Яну Дугарь и детского хирурга, волонтера Юлию Кузьменко (позывной Лиса). В сообщении на сайте МВД говорилось, что в причастности к преступлению подозревают и супругов Грищенко (позывные Пума и Буча), однако в сообщении о подозрении, которое опубликовал адвокат Кузьменко Владислав Добош, Грищенко не упоминаются. Следователь, присутствовавший на брифинге, тоже сказал, что подозреваемых трое, а не пятеро.
Как вышли на подозреваемых?
Начальник Главного следственного управления Нацполиции Евгений Коваль рассказал, что правоохранители изучили все преступления, в которых использовалась взрывчатка и которые были совершены в Украине до и после убийства Шеремета. Всего их было 35. Полиция обратила внимание на два эпизода: подрыв опор линий электропередач в Херсонской области в ноябре 2015 года и неудавшееся покушение на бизнесмена в городе Косов Ивано-Франковской области в 2018 году (взрывчатка отвалилась от днища машины и ее заметил мужчина, на которого готовилось покушение).
Так, на фотографии с места подрыва электроопор следователи заметили мужчину в толстовке "со специфическим принтом". Коваль заявил, что одежду с "идентичными принтами" носил и Антоненко. Похожий принт был и на спине у мужчины, который участвовал в закладке взрывчатки под машину Шеремета. Кроме того, Антоненко дружил с мужчиной по прозвищу Нацик, которого подозревают в совершении подрыва. Участвовал ли Антоненко в подрыве электроопор, полиция не уточняла.
С подрывом электроопор покушение в Косове связали из-за похожего типа взрывного устройства (оба устройства, в свою очередь, аналогичны тому, которое использовалось при убийстве Шеремета). Взрывчатку в Косове, сказал Коваль, закладывали супруги Грищенко – эксперты обнаружили на устройстве их ДНК. Владислав Грищенко, по всей видимости, и собрал бомбу. По информации следствия, он – бывший сапер. В презентации есть запись разговора Грищенко (в сентябре его арестовали по косовскому делу) с сокамерником в СИЗО, на которой он говорит, что может собрать бомбу любой сложности за 15 минут.
В подготовке покушения в Косове, считает следствие, супругам помогал ветеран АТО, друг Бучи Иван Вакуленко по прозвищу Пистолет. Каким образом Пистолет был связан с убийством Шеремета и связан ли вообще, непонятно, но в середине октября 2019 года его вызвали на допрос в качестве свидетеля. К тому времени правоохранители уже прослушивали телефоны супругов Грищенко – так им удалось узнать, что о вызове на допрос Пистолет сразу сообщил Пуме, и та посоветовала ему найти адвоката и явиться к следователю, после чего рассказала об этом мужу и нескольким знакомым.
Коваль на брифинге говорил, что Инна Грищенко не удивилась, что товарища ее мужа связали с делом Шеремета, но это не совсем так. Во-первых, она утверждала, что на Владислава пытаются повесить убийство журналиста еще за месяц до того, как Пистолета вызвали на допрос, то есть Грищенко знала о том, что следствие связывает эти эпизоды. Во-вторых, одному из знакомых она советовала "лечь" перед тем, как сказать о готовящемся допросе Вакуленко, то есть считала связь Пистолета с делом Шеремета неожиданной.
Спустя два дня после получения повестки мужчина застрелился. INSIDER писал, что версия полиции о самоубийстве Вакуленко содержит несколько серьезных нестыковок, что может свидетельствовать о намерении повесить на него убийство Шеремета. Сомнения в том, что Вакуленко застрелился, изданию высказывала и Инна Грищенко. Хотя в опубликованной записи телефонного разговора она говорила мужу, что Пистолет, скорее всего, покончил с собой сам из-за того, что "не вывез Шеремета". Следователи, насколько можно судить по выступлению Коваля, трактовали это, как косвенное признание в соучастии в убийстве. Однако в материале INSIDER отмечалось, что у Вакуленко было много личных проблем в тот период – то есть Грищенко могла иметь в виду, что мужчина не выдержал необоснованных обвинений. Кроме того, Пума говорила, что самоубийство Пистолета может сыграть им с супругом на руку: "Сможем вертеть как хотеть".
Дугарь и Кузьменко идентифицировали и связали с делом Шеремета после ареста Бучи в сентябре 2019 года – обе они приходили на заседание суда, на котором Грищенко избирали меру пресечения.
Какие доказательства предъявила полиция?
Во время брифинга и глава следственного управления Нацполиции, и министр Аваков подчеркивали, что озвучивают не все доказательства, а только те, которые разрешил обнародовать следователь по делу Шеремета. Возможно, в материалах уголовного производства есть более весомые доказательства вины подозреваемых.
Андрей Антоненко – известный музыкант, основатель и лидер группы Riffmaster, волонтер, сержант Сил специальных операций ВСУ, в октябре 2014 года был награжден орденом "За мужество" ІІІ степени, с июля 2019-го служит в командовании ССО. Его песню "Тихо прийшов, тихо пішов" называют неофициальным гимном Сил спецопераций.
По версии следствия, именно он был организатором преступления и координировал других участников группы. Коваль заявил, что мужчина, зафиксированный камерами наблюдения возле автомобиля Шеремета в ночь перед убийством, – это Антоненко. По словам Коваля, это подтвердили эксперты Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, а также независимый эксперт Айвен Берч (Ivan Birch; по всей видимости, речь об этом человеке). Аваков говорил, что решающей для предъявления обвинений Антоненко и Кузьменко стала именно экспертиза походки.
Антоненко, отмечают в полиции, жил рядом с Шереметом и хорошо знал этот район. Коваль подчеркивал, что следствие долго не могло проследить полный маршрут подозреваемых, зафиксированных камерами видеонаблюдения в ночь закладки взрывчатки: они появлялись и исчезали недалеко от дома Антоненко.
Вечером 13 декабря Аваков заявил, что непосредственно перед задержанием Антоненко просил родственника вывезти из его квартиры "зеленую штуку" – полуразобранную противопехотную мину МОН-50. Детали такой мины, сказал Аваков, использовались при создании взрывчатых устройств в деле Шеремета и косовском деле. Министр признал, что такие мины из зоны боевых действий могли привозить многие ветераны, но подчеркнул, что это усиливает подозрения в отношении Антоненко.
Хотя Антоненко называют организатором группы, никаких телефонных разговоров с другими подозреваемыми правоохранители не обнародовали.
Юлия Кузьменко – волонтер, кардиохирург в "Охматдете", специализируется на эндоваскулярной хирургии.
По версии следствия, именно Кузьменко закладывала взрывчатку под автомобиль Шеремета (как и в случае с Антоненко, полиция ссылается на выводы КНИИСЭ и Берча). В подозрении говорится, что она же привела взрывное устройство в действие утром 20 июля (при этом 13 декабря министр Аваков заявил в эфире программы "Свобода слова" Савика Шустера, что следствие точно не знает, кто активировал бомбу; из его слов можно сделать вывод, что это не Лиса). Кроме того, опубликованы несколько фотографий Кузьменко с другими подозреваемыми, а также перехваты телефонных разговоров Лисы, в которых она высказывает радикальные взгляды: например, согласилась с одним из собеседников, что Киев следовало бы обстрелять из "Градов". Со своим гражданским мужем, волонтером Петром Кияном (позывной Электрик) Кузьменко обсуждала возможный обыск – когда и по какому делу у нее могли проводить обыск, из контекста не ясно. Непосредственно убийство Шеремета она ни с кем не обсуждала.
Яна Дугарь – военнослужащая Вооруженных сил Украины, участница АТО и ООС, военная медсестра.
Следствие считает ее "разведчицей": Дугарь исследовала маршрут, по которому передвигались ее предполагаемые сообщники в ночь, когда закладывали взрывчатку, и искала камеры видеонаблюдения. Зачем это было нужно, не совсем понятно: мужчина и женщина, которые закладывали взрывчатку, попали на записи многих камер. Кроме того, в 2016 году Нацполиция высказывала предположение, что подозреваемые по какой-то причине не скрывались от камер и не боялись обнаружения.
В телефонном разговоре со своей знакомой Дугарь рассказывала, что во время уборки обнаружила в арендуемой квартире сумку с саперными принадлежностями. На брифинге Коваль сделал вывод, что сумка принадлежала подозреваемой. Однако, отмечает "theБабель", по интонации можно предположить, что она удивилась этой находке (вероятно, сумка ей не принадлежала) и испугалась, что ее могли найти при обыске. Почему Дугарь считала, что у нее могли проводить обыск, из контекста непонятно (по версии УП, обыск у нее состоялся, и женщина обрадовалась, что он проходил по месту прописки, а не в арендуемой квартире). В опубликованных перехватах она, как и Антоненко с Кузьменко, не упоминает Шеремета.
Инна и Владислав Грищенко – ветераны войны на Донбассе; Инна – бывшая сотрудница пенитенциарных органов, Владислав до участия в АТО был шесть раз судим (его жена говорила изданию INSIDER о семи судимостях), во время АТО, среди прочего, участвовал в обороне донецкого аэропорта.
К 12 декабря оба они задержаны по делу о покушении на косовского бизнесмена. В полиции указывают, что Грищенко – бывший сапер, но не говорят прямо, что взрывное устройство, которое использовали убийцы Шеремета, сделал именно он. В подозрении, опубликованном адвокатом Кузьменко, супруги не фигурируют. При этом только супруги Грищенко обсуждали убийство журналиста в телефонных разговорах, опубликованных следствием.
В презентации, размещенной на сайте МВД, сказано, что техническую поддержку подозреваемым оказывал гражданский муж Кузьменко Петр Киян. Киян, судя по телефонным разговорам, хорошо знал Владислава Грищенко. Во время одного из звонков (судя по контексту, вскоре после самоубийства Вакуленко) Киян сказал Грищенко, что тоже хочет покончить жизнь самоубийством, потому что "многое натворил". Как это связано (и связано ли вообще) с убийством Шеремета, неясно. Как именно Киян помогал подозреваемым, не уточняется. В подозрении он не фигурирует, правоохранители его не задерживали.
Еще одно обстоятельство, на которое указывает полиция: с вечера 19 июля 2016 года и до утра следующего дня телефоны Антоненко, Кузьменко, Дугарь и супругов Грищенко были или выключены, или не использовались. Коваль подчеркивал, что такой режим "молчания" был нехарактерным для каждого из подозреваемых. Это может свидетельствовать о том, что они оставили телефоны дома или выключили, чтобы их маршрут нельзя было отследить по вышкам мобильной связи.
Есть ли у подозреваемых алиби?
Точно не известно. На брифинге Коваль в этом контексте упоминал только супругов Грищенко. В 2016 году, за неделю до убийства Павла Шеремета, Владислав Грищенко сообщил полиции, что его наняли для убийства человека в Днепропетровской области (подробнее об этом эпизоде можно прочесть в судебном решении). По мнению Коваля, Буча сделал это специально, чтобы обеспечить себе алиби: некоторое время, в том числе в день гибели журналиста, Грищенко и его жена находились в Днепропетровской области, помогая следствию; это доказывает и положение их мобильных, однако никакой активности телефонов супругов не фиксировалось с утра 19-го и почти до вечера 20 июля. Представитель Нацполиции отметил, что этого времени достаточно, чтобы съездить в Киев и вернуться назад.
Дугарь, в соответствии со справкой из воинской части, которую опубликовала известный волонтер, нардеп от "Европейской солидарности" Яна Зинкевич, с 3 июня по 26 сентября находилась в зоне АТО. При этом в соцсетях высказывались замечания, что это не гарантирует, что Дугарь находилась на Донбассе безвыездно. Во время избрания меры пресечения адвокат подозреваемой говорил, что за неделю до убийства Дугарь была в Румынии на военных учениях (в качестве доказательства он продемонстрировал загранпаспорт женщины, однако на фото, опубликованном изданием НВ, штампы о пересечении границы датируются 2018-м и 2019 годом).
Об алиби Кузьменко ничего не известно. На заседании по избранию меры пресечения она просила проверить графики дежурств в "Охматдете" и заявила, что готова предоставить ДНК для анализа и пройти проверку на полиграфе.
Антоненко в суде 13 декабря говорил, что не помнит, где был и чем занимался накануне или в день убийства. Пользователь Facebook Алексей Ермилов писал, что утром 20 июля 2016 года Riffmaster был у него в гостях "в 40 км от Киева, в Ворзеле".
Какой мотив у подозреваемых?
На данный момент мотив, наверное, – самое слабое место в версии полиции. Шеремет, считают в МВД, был убит для дестабилизации ситуации в Украине. В подозрении, которое вручили Юлии Кузьменко, следователь пишет, что Антоненко собрал группу для убийства, “увлекшись ультранационалистическими идеями, культивируя величие арийской расы, размежевания общества по принципу национальной принадлежности, стремясь сделать свои взгляды объектом внимания общественности и привлечь внимание к определенным политическим убеждениям“. Как могло убийство журналиста сделать объектом общественного внимания националистические и нацистские идеи, не объясняется (этого, как известно, и не произошло).
Какие еще вопросы есть к версии следствия?
В мае 2017 года "Слідство.Інфо" и журналисты международной сети Organized Crime and Corruption Reporting Project сняли фильм-расследование об убийстве Шеремета. Среди прочего, в нем говорилось, что бывший или действующий сотрудник СБУ Игорь Устименко был замечен на видео с камер наблюдения под домом журналиста в ночь перед его убийством. В Службе безопасности тогда отказались сообщить, следили ли за Шереметом. Информация, опубликованная следствием 12 декабря этого года, никак не объясняет роли Устименко в преступлении. Хотя днем позже Аваков намекнул, что подозреваемые могли рассчитывать на прикрытие украинских или иностранных спецслужб. "В разговоре наших подозреваемых есть несколько страниц текста, где они апеллируют к некоему своему покровителю, который их должен вытащить и защитить", – сказал министр.
Президент Владимир Зеленский 12 декабря выразил надежду, что заказчики убийства Шеремета будут найдены, но представители следствия вообще не упоминали заказное убийство; упоминаний об этом нет ни в опубликованной презентации, ни в подозрении Кузьменко. Также непонятно, как согласуются между собой возможный заказной характер убийства с мотивом, указанным в подозрении.
***
Заседания Печерского райсуда Киева по избранию меры пресечения троим подозреваемым продолжались до поздней ночи 13 декабря. Судья Сергей Вовк удовлетворил ходатайства прокуратуры и взял под стражу Кузьменко и Антоненко; Дугарь заключена под домашний арест.