Протесты в Киеве, посвященные так называемой большой политической реформе, сложно назвать успешными. С одной стороны, хоть Верховная Рада и начала процесс снятия депутатской неприкосновенности, отправив оба соответствующих законопроекта на проверку в Конституционный Суд, депутаты за прошедшую пленарную неделю по сути не удовлетворили ни одного требования протестующих. С другой стороны, самих демонстрантов было крайне мало: пять-шесть тысяч людей, пришедших на акцию Саакашвили и компании во вторник, едва ли можно именовать достаточной критической массой. Хотя, как мы помним, и Майдан в свое время начинался с малого.
В любом случае рассуждать об акциях у Верховной Рады в контексте "очередного Майдана" было бы глупо, в том числе из-за того, что большая часть протестующих всеми силами пыталась создать оптическую иллюзию событий четырехлетней давности. Не получилось: одних палаток и полевой кухни было недостаточно, чтобы воссоздать атмосферу Майдана. Да и цели вместе с требованиями на этот раз были совершенно другими. Три конкретных политических требования, сплотившие целый ряд партий – для украинской политики и ее протестов это, мягко говоря, не совсем типично.
Однако в повестке демонстраций, пожалуй, и скрывается их главная слабость. Дело не в самих требованиях: кому-то может нравиться идея создания антикоррупционного суда, кому-то она кажется бесполезной. Сама же проблема в первую очередь в том, что даже большая часть из шести тысяч людей, пришедших во вторник на первую акцию, крайне далека от этих идей. Если отмена депутатской неприкосновенности хоть в какой-то степени звучит привлекательно, то антикоррупционые суды и реформа избирательного законодательства – лес темнее еще не придумали. К сожалению, как и раньше, людям куда ближе банальные и очевидные требования вроде отставки президента.
Тем не менее с большой уверенностью можно говорить о том, что протесты перед Верховной Радой ознаменовали один из первых больших тектонических сдвигов в отечественной политике с 2014 года. Сам факт того, что целый ряд политических сил, поддерживавших тогда Майдан, выступает против проевропейского президента, который пришел к власти, вызывает как минимум большой интерес – как и то, что по одну сторону с борющимся за политическое выживание Михаилом Саакашвили оказываются, казалось бы, идеологически неблизкие "Национальный корпус" или батальон "Донбасс".
Конечно, и сами эти протесты, и их последствия едва ли приведут к смене власти в стране. Это очевидно. Впрочем, сложившаяся ситуация опасна для президента Порошенко еще и тем, что требования "большой политической реформы" очень недалеки от того, что Запад хотел бы видеть имплементированным в Украине. Таким образом, игра в политические шахматы перед выборами 2019 года постепенно начинается по-настоящему. И особенно будет интересно узнать, какими фигурами будет играть министр внутренних дел Арсен Аваков и его "Народный фронт".
Источник: "ГОРДОН"