Создается впечатление, что новая американская администрация испытывает какие-то особые чувства к России. Есть немало причин, которые этому способствуют.
1. Каждая американская администрация, начиная с президента Джорджа Буша – младшего, пыталась перезагрузить отношения с Россией. Ни разу из этого ничего не выходило, отношения в конце концов становились еще хуже. Но каждый следующий президент считает, что вот как раз ему это удастся, ведь именно он – самый лучший переговорщик.
2. К этому прибавляется стремление повторить успех президента Ричарда Никсона по разрыву связи России и Китая, только теперь – в обратном формате. Никсону удалось оторвать Китай от СССР, но это было во время ухудшения советско-китайских отношений. Сейчас Китай сильно интегрирован в российские дела и значительным образом контролирует Россию, так что стремления напрасны.
3. Транзакционный подход к международной политике привлекает американскую администрацию огромными природными ресурсами России, по которым можно заключить выгодные соглашения.
4. Старый мировой порядок сломан, и США активно его ломают, хотя раньше пытались сохранить. Россия выглядит как страна, которая стала тараном разбивания старого мирового порядка, это отмечал и товарищ Си. Другими словами, интересы двух стран тут совпали (даже трех, потому что Китай также заинтересован). Если удастся завершить войну с выгодами для России, то и США смогут начать аналогичные захватнические войны (пардон, специальные военные операции).
5. Есть еще одна сфера, где интересы США, России и Китая совпадают, – ослабление Европы и отрыв ее от Америки. Для Китая это вообще была одна из главных целей внешней политики, недостижимая в течение десятилетий.
6. Для многих американцев Россия выглядит защитником традиционных ценностей в постмодерном мире, настоящей христианской страной, которая противостоит ненавистной им постмодерной повестке дня.
7. Американцы и россияне чувствуют, что их страны чем-то схожи. Огромные просторы, освоенные смелыми первопроходцами и очищенные от нежелательных местных жителей, и так далее. Американцы не любят империи, но Россию не считают империей, потому что почти ничего о ней не знают.
8. Добавим к этому личные симпатии двух старых авторитарных лидеров. Предполагаю, что Трамп завидует Путину, которому удалось разрушить ненавистные институции и сконцентрировать власть (правда, для этого понадобилось больше десятилетия). Похоже, Путин просто разводит Трампа и льстит ему, что выглядит как "вербовка в прямом эфире".
9. Американцы любят, когда Давид побеждает Голиафа. Правда, Давидом, носителем слабой благословенной правды, они считают Россию. А Голиафом, тупой тяжелой силой, считают НАТО во главе с собой, противостоящий России (вот откуда разговоры о том, что войну спровоцировало расширение НАТО). Украины в этом уравнении попросту нет.
10. Аналогично американцы симпатизируют Израилю (не буду здесь излагать причины, их немало) и эту симпатию проецируют на российско-украинские отношения – только аналогом Израиля здесь почему-то является Россия, а Украина – это некая лента Газа, источник постоянных проблем. Аналогично Индия симпатизирует России, потому что для них Россия является аналогом Индии, а Украина – это такой Пакистан, милитаризованный, враждебный, взрывной, вредоносный.
11. Также для американцев Украина – это мятежная провинция, которую нужно вернуть домой. Они сравнивают российско-украинскую войну с Гражданской войной в США, где хорошие северяне должны победить плохих южан и наконец навести порядок на их территориях.
12. В новой американской администрации почти нет людей, которые реально что-то знают о России или Украине, а традиционные "фабрики мнений" сейчас не имеют влияния. Россия десятилетиями вкладывалась в пропаганду на американских территориях, чего не скажешь об Украине.
13. Традиционные изъяны "российских студий", разобранные в статье: отработка российских денег, преклонение перед "великой русской культурой" и так далее.
14. Американцы, да и не только они, считают мировую систему больших игроков постоянной, а ее изменения нежелательными. Большие нации имеют больше прав, прежде всего права на зоны исключительных интересов. Они никогда не терпят поражение (неправда). Они не могут быть наказаны значительными санкциями, эмбарго, конфискациями, судами против лидеров, понижением статуса в международных организациях.
Вы видите, что мы имеем дело с глубокими корнями. Подавляющее большинство вышеописанных проблем сформировано долгими трендами американской политики, а не личными предпочтениями лидера.
Все вышеперечисленное приводит к постепенной миграции американской политики от поддержки Украины "столько, сколько потребуется", к позиции посредника (вроде бы логичной, если вы хотите способствовать заключению мирного соглашения) и дальше к позиции одностороннего давления на более слабого, потому что он (то есть мы) выглядит не только более покладистым, но и неправым.
Одного только пункта №2 об использовании России для противостояния с Китаем было бы достаточно, а коллапс РФ сделает эту цель недостижимой и значительно усилит Китай – осознание этого объединяет республиканцев и демократов в США. Тут я в очередной раз хочу подчеркнуть: коллапс РФ приближается, но мы имеем дело не с явными признаками быстрого распада, а с монотонной функцией медленного упадка имперских "скреп", которые могут удерживать империю воедино еще довольно долго, но не бесконечно: однажды функция упадет ниже ватерлинии, и российский имперский корабль быстро затонет; это может произойти через достаточно значительный срок, так что нам нужно дожить до этого момента. Поэтому я еще в 2022 году писал, что наступит день, когда США перестанут поддерживать Украину против России и начнут поддерживать Россию против Украины. К счастью, сейчас формируется альтернатива в виде Европы.
Что делать? Список неизменен:
1. Увеличивать возможности Украины прежде всего путем существенных изменений в системе управления, которая не соответствует масштабу вызовов.
2. Усиливать отношения с Европой – наши союзники там.
3. Помнить, что все вышеприведенное касается только половины США. Поддержка Украины остается довольно высокой. Не впадать в антиамериканизм, сотрудничать с нашими друзьями в США.
4. Пытаться мягко и постепенно изменить картину наших недругов в США. Это требует времени, но этим кто-то должен заниматься. По каждому вышеприведенному пункту есть что сказать.
5. Удвоить усилия по деколонизации РФ: нет РФ – нет проблемы.
Источник: Валерій Пекар / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора