$41.29 €44.48
menu closed
menu open
weather +6 Киев
languages

Джемилев: Максимальная цена, которую должен заплатить Путин за воду, – это освобождение Крыма. Больше ничего

Джемилев: Максимальная цена, которую должен заплатить Путин за воду, – это освобождение Крыма. Больше ничего Джемилев: Россияне сами усугубляют проблему с водой в Крыму
Фото: ЕРА

Водоснабжение в Крым должно быть возобновлено только после того, как его освободят российские оккупанты. Об этом в интервью "Обозревателю" сказал лидер крымскотатарского народа, нардеп от "Европейской солидарности" Мустафа Джемилев.

"Добычу пресной воды со дна Азовского моря анонсировал [президент РФ Владимир] Путин. Потом ["глава" Крыма Сергей] Аксенов сказал, что пока нет научного обоснования, что там достаточно воды, что проводить исследования очень дорого. Несколько месяцев назад они собирались отказаться от этой идеи. И вот снова заговорили. Видимо, просто жителям время от времени надо подавать какую-то надежду. Но россияне сами усугубляют проблему с водой в Крыму. Ведется строительство для новых переселенцев из России. По нашим оценкам, они привезли уже около 1 млн человек. На ворованную территорию они загоняют своих жителей. Вот такое это государство", – подчеркнул Джемилев.

Он отметил, что в поисках питьевой воды по всему полуострову выкапывают колодцы.

"Кроме того, очень много воды потребляют военные базы. Для местного населения там достаточно воды, но ее нерационально используют. Сейчас выкопали десятки новых артезианских колодцев. Из-за активной эксплуатации в них начинает поступать уже непитьевая вода. Тогда эти колодцы закрывают и начинают копать в другом месте. И так по всему Крыму. Максимальная цена, которую должен заплатить Путин за воду, – это освобождение Крыма. Больше ничего", – сказал Джемилев.

Контекст

Украина обеспечивала через Северо-Крымский канал до 85% потребностей Крыма в пресной воде. После оккупации Крыма РФ весной 2014 года Киев прекратил подачу воды на полуостров. В апреле 2017 года крымские власти заверяли, что им удалось полностью преодолеть эту проблему, но, как сообщали эксперты изданию "Крым.Реалии", эта информация не соответствует действительности. По данным СМИ, в Крыму пока не нашли альтернативы поставкам днепровской воды, кроме масштабного выкачивания подземных вод.

В июне 2019 года экс-постпред президента Украины в АРК Борис Бабин заявлял, что оккупанты предлагали взятки за восстановление водоснабжения в Крым.

В сентябре начальник управления Северо-Крымского канала Сергей Шевченко говорил, что подавать воду с материковой Украины в Крым технически невозможно.

Председатель бюджетного комитета Верховной Рады, нардеп от "Слуги народа" Юрий Аристов сообщал журналистам программы "Схемы" ("Радіо Свобода"), вышедшей в эфир 30 января 2020 года, что украинские власти рассматривали идею продавать воду в Крым. Представитель президента Украины в Крыму Антон Кориневич в ответ заявил, что Украина не намерена возобновлять подачу воды в Крым до деоккупации полуострова.

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сказал, что поставки пресной воды с материковой части Украины в оккупированный Крым возможны только в случае гуманитарной катастрофы на полуострове.

В конце 2020 года так называемый "глава" Крыма Сергей Аксенов заявил, что опреснение воды станет возможным минимум через несколько лет, но позднее признал, что "другого пути нет".

10 марта глава подконтрольного Кремлю парламента Крыма Владимир Константинов заявлял, что "власти" Крыма готовятся подать в отношении Украины иск за "водную блокаду" после перекрытия Северо-Крымского канала. По словам Константинова, среди ответчиков будут глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров и экс-вице-премьер Автономной Республики Крым Андрей Сенченко.

18 марта вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил, что Россия собирается добывать воду для Крыма из скважин на дне Азовского моря. Кроме того, в Крыму строят водоводы и бурят артезианские скважины. Если все эти мероприятия не дадут необходимого объема воды, будут построены опреснительные станции.

Так называемые власти аннексированного Крыма предварительно оценивают ущерб от "водной блокады" полуострова в $19,4 млрд.