Предложение Польши запустить газопровод, который соединит польскую газотранспортную систему с украинской, может стать неплохим вариантом подстраховки для Украины. Такое мнение в комментарии изданию "ГОРДОН" выразил президент Центра глобалистики "Стратегия ХХI" Михаил Гончар.
"С точки зрения инфраструктуры основной газовый путь с реверсом у нас идет из Словакии. С Польшей у нас тоже есть работающее сообщение – мы получаем оттуда газ. Есть еще венгерское направление. Так вот, этих реверсных мощностей у нас столько, что они почти в 2,5 раза перекрывают наши потребности в импорте. То есть дефицита в мощностях у нас нет. Хотя польское предложение – логичное. Это не новая идея, она уже несколько лет обсуждается. Сам проект ориентирован на возможные будущие поставки. Дело в том, что Польша реализует проект создания коридора север – юг, который позволит получать норвежский газ. А продолжением этого коридора может стать труба в Украину. Реализовать эту инициативу несложно, но есть загвоздка: в "Нафтогазі" считают, что создание новой инфраструктуры – не их прерогатива, а оператора ГТС. Но с оператором пока тоже нет ясности", – отметил Гончар.
По его словам, работы над запуском предложенного Польшей газопровода заняли бы максимум три месяца.
"Присоединение украинской ГТС к польскому газопроводу позволит получать тот же норвежский газ. Для нас это альтернатива. Хотя по большому счету неважно, чей это газ, где его добыли. Это как вода в кране – без разницы, из Десны она или из Днепра. Такая же ситуация и с газовыми системами стран ЕС. И им неважно, чей газ – норвежский или российский. Он принадлежит компании, которая купила его в разных странах. Тут идея, собственно, и сводится к тому, чтобы маневрировать объемами газа. В целом предложение поляков нормальное, но быстро его не реализуешь. Хотя строить там около 100 км – это от силы три месяца работы. Да и денег тут много не нужно. Но пока не будет внесена ясность в разделение компетенции, никто этим вопросом заниматься не будет", – сказал собеседник.
Он подчеркнул, что на данный момент острой необходимости в строительстве такого газопровода у Украины нет.
"В случае необходимости у нас и так есть возможность получать газ из Польши. Очень хорошо это проявилось 1 марта 2018 года, когда РФ отказалась выполнять решение Стокгольмского арбитража и продать "Нафтогазу" начисленные объемы газа. И тогда буквально за несколько часов Украина согласовала с поляками вопрос дополнительных поставок. Символически это было очень важно, так как мы быстро получили экстренную помощь. В конце концов, на словацком направлении мощности по реверсу в два раза превышают объем всего нашего импорта. Хотя в случае экстраординарной ситуации польское направление действительно может сработать. Да, эта труба не будет иметь определяющего значения, но как подстраховка – хороший вариант. Насущной же необходимости в этом нет", – резюмировал Гончар.
21 января 2019 года в Брюсселе проходили трехсторонние переговоры Украины, России и Еврокомиссии о продолжении транзита российского газа через украинскую газотранспортную систему. На переговорах обсуждались перспективы транзита российского газа в Европу через Украину после 31 декабря 2019 года, когда заканчивается действующий транзитный контракт. Глава "Газпрома" Алексей Миллер выдвинул предложение о пролонгации договора о транзите газа 2009 года.
В НАК "Нафтогаз" заявили, что намерены предложить России принципиально новый контракт, согласно которому РФ будет транспортировать в ЕС через Украину 60 млрд м³ газа ежегодно в течение 10 лет.
Новый раунд переговоров должен был пройти в мае, однако затем в российском правительстве сообщили, что он может состояться осенью 2019 года.
13 июня министр энергетики РФ Александр Новак заявил после переговоров с вице-президентом Еврокомиссии Марошем Шефчовичем, что дата очередной трехсторонней встречи в формате Россия – Украина – Еврокомиссия будет определена во второй половине сентября, "чтобы дождаться парламентских выборов и назначения правительства Украины".