"Мы продолжаем свою работу в штатном режиме, ведь сейчас в производстве суда находится почти 45 тыс. дел и материалов, которые "сами себя не рассмотрят", – заявили в суде.
Также в ОАСК уверены, что заявления о низком уровне доверия среди населения к судам не соответствуют действительности.
В пресс-службе подчеркнули, что по данным социологических исследований, баланс доверия/недоверия к местным судам значительно выше уровня доверия/недоверия к таким социальным институтам, как чиновники, Верховная Рада Украины, политические партии, правительство Украины, Национальное антикоррупционное бюро Украины, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции, Специализированная антикоррупционная прокуратура, Верховный Суд.
"Однако низкий рейтинг доверия к указанным социальным институтам не стал и не может стать основанием для ликвидации указанных учреждений", – отметили в суде.
В ОАСК уверены, что главная причина негативного освещения деятельности суда в СМИ и критики от должностных лиц в том, "что у суда есть особые полномочия, а именно – рассмотрение дел относительно центральных органов исполнительной власти".
Кроме этого, в суде настаивают, что последние семь лет инициативы реформирования судебной власти "писались не в Украине", а реформы, которые проводились "при поддержке грантовых организаций", провалены и не отражают украинские правовые реалии.
"Новая судебная реформа, которую сейчас пытаются навязать Украине, аналогично готовится не в Украине. И она направлена не на создание независимой судебной власти в Украине, а на подчинение ее антиконституционному внешнему управлению. На вопросах судебной реформы ежегодно паразитируют лица, потребляющие гранты, а также которые, очевидно, не заинтересованы в стабильной и качественной работе судебной власти", – заявили в суде.
При этом судьи настаивают, что "всегда придерживаются закона, с уважением относятся к Конституции", а потому в случае принятия законопроекта будут действовать в строгом соответствии с Конституцией и профильным законодательством.
Контекст
30 июля 2020 года на сайте президента появилась петиция с призывом ликвидировать ОАСК "в связи с полной потерей авторитета", в октябре она набрала необходимые для рассмотрения 25 тыс. голосов.
Зеленский заявил, что поддерживает перезагрузку Окружного админсуда Киева.
13 апреля 2021 года он подал в Верховную Раду проект закона №5369, предусматривающий ликвидацию ОАСК и создание Киевского городского окружного административного суда.
Глава ОАСК Павел Вовк, комментируя инициативу, заявил, что глава государства "поддался на манипуляции отдельных активистов и по совместительству агентов иностранного влияния".
26 июля 2019 года были обнародованы аудиозаписи, сделанные в кабинете главы ОАСК Вовка. Тогда в прокуратуре заявили, что судьи ОАСК системно вмешивались в деятельность высших органов власти Украины. В ОАСК заявляли о грубом вмешательстве в свою деятельность, попытках давления на судей и их дискредитации. Вовк сказал, что обыски в помещении суда – это "цирк", а записи разговоров судей, обнародованные правоохранителями, сфальсифицированы.
17 июля 2020 года Национальное антикоррупционное бюро сообщило, что правоохранители вручили подозрения Вовку и другим судьям, а также тогдашнему руководителю Государственной судебной администрации Зеновию Холоднюку.
Вовку инкриминируют ч. 3 ст. 27, ст. 351-2 (организация препятствования деятельности Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины), ч. 3 ст. 27, ч. 2 ст. 375 (организация вынесения судьей (судьями) заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления) и ч. 2 ст. 376 (вмешательство в деятельность судебных органов) Уголовного кодекса.
Вовк считает, что у него нет статуса подозреваемого, он отказывается посещать допросы и судебные заседания. Высший антикоррупционный суд уже несколько раз принимал решения о принудительном приводе судьи на заседание, но детективы НАБУ ни разу не нашли его по известным адресам.
17 марта Специализированная антикоррупционная прокуратура сообщила о завершении досудебного следствия по делу о злоупотреблениях в ОАСК.
Генеральный прокурор Ирина Венедиктова заявила, что не видит судебной перспективы в делах о злоупотреблениях в Окружном админсуде Киева и что она не может "приволочь" Вовка в суд.
7 апреля брату Вовка Юрию Зонтову и еще одному адвокату – Юрию Донцу – сообщили о подозрении во взяточничестве. По данным следствия, они обещали за $100 тыс. через главу ОАСК решить вопрос с одним из судей этого же суда о положительном решении по делу по иску предприятия.
Зонтова отправили под стражу с альтернативой залога более 35 млн грн, Донца арестовали с возможностью внесения 3 млн грн залога, за него деньги уже внесли.