$41.28 €43.46
menu closed
menu open
weather 0 Киев
languages

Апелляционный суд признал чрезмерными затребованные прокуратурой сведения с телефона журналистки Седлецкой

Апелляционный суд признал чрезмерными затребованные прокуратурой сведения с телефона журналистки Седлецкой Седлецкая: Суд забетонировал возможность силовиков отслеживать источники и следить за работой журналистов через их телефоны
Фото: radiosvoboda.org

Апелляционный суд Киева отменил постановление Печерского суда, предоставившего правоохранителям доступ к массиву данных за 1,5 года с  мобильного телефона главного редактора программы "Схемы" Натальи Седлецкой.

Апелляционный суд Киева частично удовлетворил жалобу главного редактора программы "Схемы" Натальи Седлецкой, отменив постановление Печерского суда Киева о доступе к данным ее мобильного телефона за 1,5 года. Об этом пишет "Радіо Свобода".

Суд вынес новое решение, которым ограничил перечень данных, которые может получить следователь с мобильного журналистки. В частности, мобильный оператор должен предоставить даты, время и места пребывания телефона Седлецкой в течение 17 месяцев возле базовых станций вблизи здания Национального антикоррупционного бюро Украины в Киеве.

"Апелляционный суд признал, что в Генпрокуратуре действительно потребовали избыточное количество данных с моего и телефона Кристины Бердинских. С одной стороны, это хороший знак и показывает, что не зря риск раскрытия источников журналистов вызвал такую острую реакцию общества. В то же время судья хоть и в суженном объеме, но все равно позволил прокуратуре снять с наших мобильных данные. Что, по сути, является слежкой за журналистами "постфактум", – отметила Седлецкая.

По мнению журналистки, контакты и звонки с конкретных улиц в Киеве частично позволят следователям восстановить маршрут ее передвижения и круг общения за этот период.

"Фактически суд забетонировал возможность силовиков под видом следственных действий отслеживать источники и следить за работой журналистов через их телефоны", – подчеркнула она.

Седлецкая просила суд полностью запретить доступ правоохранителей к ее мобильному телефону. Адвокат журналистки Анатолий Попов не считает решение суда победой.

"С точки зрения журналистов и защиты их источников это нельзя считать победой, потому что суд все равно оставил следствию право получать данные о передвижении журналистов в течение такого долгого периода. И оставил право доступа ГПУ к довольно широкому объему информации с телефонов расследователей. Но с точки зрения граждан это победа, потому что сегодня суд подтвердил возможность обжаловать постановления следственных судей", – подчеркнул он.

3 сентября агентство "Українські новини" сообщило, что Печерский райсуд Киева предоставил ГПУ доступ к телефонным контактам Седлецкой за период с 19 июля 2016 года по 16 ноября 2017 года включительно.

4 сентября "Радіо Свобода" назвало получение доступа к телефонам журналистки грубым нарушением международных стандартов. Организация "Transparency International Украина" заявила, что решение суда является ангажированным и немотивированным. Также ситуацией обеспокоены в Евросоюзе и США.

Седлецкая заявляла, что расценивает решение суда как вмешательство в ее личную жизнь и попытку оказывать на нее давление из-за профессиональной деятельности. Она считает, что ГПУ хочет получить доступ к ее источникам информации, но, по ее словам, она общалась с ними по зашифрованным каналам, к которым прокуратура не сможет получить доступа.

5 сентября генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что необходимость доступа к телефону Седлецкой вызвана ее отказом предоставлять информацию по делу о возможном разглашении государственной тайны и данных досудебного следствия директором НАБУ Артемом Сытником.

В ГПУ заявили, что телефонные разговоры Седлецкой прослушивать не будут, следствие интересуют дата, время и геолокация контактов.

По данным следствия, разговор Артема Сытника с рядом украинских журналистов не под запись состоялся в Киеве в мае 2017 года. Директор НАБУ заявлял, что не разглашал ни государственной тайны, ни тайны следствия.

Седлецкая обжаловала решение суда о доступе к данным ее телефона.