Украинская делегация вела диалог с представителями стран Совета Европы, призывая не поддерживать доклад, который может вернуть России право голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы. Об этом в Facebook 9 октября написала член делегации, первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко.
"Фантастический день в ПАСЕ. Выступления украинской делегации таки сломали ход дискуссии, и нам удалось завалить резолюцию, согласно которой менялись регламенты ассамблеи и возвращалась российская делегация. Конечно, не только выступления. Украинский посол Дмитрий Кулеба, вся украинская делегация все эти месяцы работали с дипломатами, политиками, парламентами всех стран Совета Европы, призывая не торговать принципами, не изменять основам ассамблеи, не вестись на торг и шантаж РФ. Мы победили. Этот позорный рапорт перенесли на январь, потому что сегодня его бы провалили, но и в январе нет ни одного шанса его протащить через ПАСЕ. Я выступала за то, чтобы убить этот рапорт сегодня", – заявила Геращенко.
Россия была лишена права голоса в ПАСЕ в апреле 2014 года – сразу после аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе, 28 января 2015 года ассамблея продлила санкции. В знак протеста делегация РФ заявила, что приостанавливает свои контакты с ПАСЕ до конца 2015 года. РФ отказалась подавать заявку на подтверждение полномочий на 2016-й и 2017 год, она не принимает участие в работе ПАСЕ и в этом году.
29 июня 2018 года бюро ПАСЕ по итогам заседания в Страсбурге приняло решение о срочной разработке проекта резолюции, которая позволит вернуть российскую делегацию к работе в ассамблее благодаря изменениям правил и процедур.
8 октября в Страсбурге открылась осенняя сессия ПАСЕ. "Европейская правда" сообщила, что политическим группам и странам – участницам ПАСЕ разослали подготовленный по просьбе генерального секретаря организации Турбьерна Ягланда закрытый документ о "незаконности" санкций против РФ. Голосование об изменениях в устав было намечено на 9 октября.
Но 9 октября докладчица Петра де Суттер из Бельгии обратила внимание на "ожесточенные споры" вокруг документа и предложила отложить его обсуждение до января 2019 года. В результате документ вернули в комитет.