Когда херсонская активистка Екатерина Гандзюк узнала, что исполнителями нападения на нее являются люди, которым она как волонтер помогала в АТО, то плакала. Об этом в интервью изданию "ГОРДОН" рассказал ее отец Виктор Гандзюк.
"Организатору Сергею Торбину когда-то помогала с бензином, одному из непосредственных исполнителей, Владимиру Васяновичу, собирала деньги на реабилитацию после того, как ему ампутировали ногу. В голове не укладывается, как они после этого согласились на заказное убийство. Ответ – деньги. Катя тоже говорила: "Папа, нет у них никакой идеологии, они просто хотели заработать по 500 долларов". Когда исполнители избрали тактику защиты: мол, нам сказали, что Катя "сепаратистка"... Дочь после нападения показывала мне скрины переписки в мессенджере, ей друзья прислали. Один из исполнителей писал Торбину за несколько дней до покушения: "Опер, она же своя", а он дословно ответил: "Пох...р", – рассказал он.
Отец Гандзюк добавил, что его "убивает" то, что "через год после нападения [глава Херсонского областного совета Владислав] Мангер на свободе, что [бывший глава Херсонской ОГА Андрей] Гордеев и [его бывший заместитель Евгений] Рищук вообще не привлечены к ответственности".
"Меня убивают беспомощные пассивные прокуроры, которые присутствуют на судебных заседаниях как мебель: молчат, не оппонируют, просто сидят и все. Это называется трансформация прокуроров в адвокатов подозреваемых. Убивает, что организаторы и заказчики до сих пор на свободе. У Кати все эти три тяжелых месяца в больнице была лишь одна мечта: выйти на улицу, подышать воздухом. К сожалению, мечта не исполнилась..." – сказал он.
Виктор Гандзюк: Как отец я надеялся до последнего. Как врач уже недели за две до конца понимал: Катя не выпишется. Читайте полную версию интервью
Гандзюк облили серной кислотой утром 31 июля 2018 года возле подъезда ее дома в Херсоне. Она получила химические ожоги более 30% тела, кислота попала на спину, голову, руку, а также в глаз. 4 ноября активистка умерла. По делу о нападении на активистку арестовали шесть человек.
6 июня 2019 года суд вынес приговоры исполнителям преступления, которые признали вину и пошли на сделку со следствием. Сергея Торбина приговорили к шести с половиной годам лишения свободы, Никиту Грабчука – к шести годам, Владимира Васяновича и Вячеслава Вишневского – к четырем годам, Виктора Горбунова – к трем годам тюрьмы. Все они – участники АТО. 5 августа пресс-секретарь генерального прокурора Украины Лариса Сарган сообщила о вступлении в силу приговора пятерым фигурантам дела об убийстве Гандзюк.
Шестой фигурант дела, Игорь Павловский, находился под домашним арестом. Срок действия меры пресечения истек 26 июня. 30 июля стало известно, что производство в отношении Павловского передано в суд. Генпрокуратура утвердила с ним соглашение.
Помощник депутата Херсонского облсовета Николая Ставицкого Алексей Левин заочно арестован, по предварительной информации, он скрывается в Доминиканской Республике. Следователи считают его организатором преступления.
Заказчиком нападения, по мнению правоохранителей, был Мангер. По данным ГПУ, он частично оплатил преступление. В тексте подозрения Мангеру сказано, что мотивом нападения на активистку была "личная неприязнь" к ней в связи с активной общественной деятельностью, которая могла подорвать его политическую и деловую репутацию. Мангер находится на свободе.
Отец и друзья активистки считают, что кроме Мангера заказчиками нападения могут быть Гордеев и Рищук.
Мангер, Рищук и Гордеев отрицают свою причастность к преступлению.
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков 4 июля заявил, что в деле об убийстве Гандзюк могут появиться новые подозреваемые.