Законопроект зарегистрировали в парламенте 30 января, сегодня народные депутаты рассматривали его по ускоренной процедуре.
За принятие документа за основу проголосовало 257 нардепов, за "в целом" – 264.
Нардеп от "Слуги народа", глава комитета Рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Михаил Радуцкий описал в Facebook самые главные, по его мнению, изменения в законопроекте.
"Защитник или защитница, чьи репродуктивные клетки хранятся в криобанках, должны определить в завещании ответственное лицо на случай смерти. В случае гибели защитника или защитницы репродуктивные клетки на средства государства сохраняются в течение трех лет. По истечении этого срока дальнейшее хранение может быть продлено за средства другого лица, указанного в завещании", – написал он.
На сайте "Слуги народа" сообщили также о принятии в первом чтении 7 февраля законопроекта №10450, который необходим для признания отцовства и распространения льгот на детей, появившихся из таких клеток.
Контекст
В украинском сегменте соцсетей 26 января вспыхнуло обсуждение якобы запрета на использование спермы военных после их гибели. Соответствующий закон 3496-IX Верховная Рада приняла еще в ноябре прошлого года (президент подписал документ 21 декабря 2023 года, но вступит в силу он только 23 марта 2024 года), однако новая дискуссия из-за него началась после поста в Facebook юриста Елены Бабич.
Скандал вокруг закона возник из-за нормы, согласно которой при гибели или признании умершим человека, репродуктивные клетки которого сохраняют, их хранение прекращают с последующей утилизацией.
Вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина из партии "Слуга народа" заявила, что у "парламента есть полтора месяца, чтобы исправить позорную ошибку".
На скандал отреагировала одна из авторов закона, нардеп от "Слуги народа" Оксана Дмитриева. Она объяснила, что суть ее законопроекта заключалась в том, чтобы дать возможность военным сохранять свои репродуктивные клетки за счет государства, а не за собственные деньги, как они делали до этого. В то же время, по словам Дмитриевой, в первой редакции готовившегося текста не было никаких норм об утилизации в случае гибели владельца репродуктивных клеток. Соответствующую поправку внесли уже ко второму чтению и поддержали в Раде.
Согласно сравнительной таблице проекта, опубликованной на сайте Рады, автором поправки является Радуцкий.