Украина не готова к выполнению плана действий относительно членства (ПДЧ) в НАТО. Такое мнение в блоге на сайте издания "День" выразил бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины (ВСУ) адмирал Игорь Кабаненко.
"На пятом году войны Украина имеет различные с НАТО стандарты", – написал он.
В качестве примеров адмирал назвал три ключевых совместимости, необходимых для получения ПДЧ.
"Во-первых, знание рабочего языка НАТО. Их два: английский и французский. Не знаешь хотя бы один из них на уровне STANAG 2222 – значит, не читаешь публикации НАТО, не получаешь доступа к необходимым знаниям... Чтобы оценить глубину проблемы, следует вспомнить, что среди высшего руководящего состава ВСУ тех, кто может свободно общаться на английском, можно сосчитать на пальцах одной руки, в МОУ – и того меньше. С таким показателем говорить о ПДЧ, мягко говоря, рановато", – подчеркнул Кабаненко.
Вторым моментом он назвал единое в НАТО требование к построению, подготовке и применению вооруженных сил.
"В НАТО очень хорошо работает стандартный военно-политический треугольник эффективности военной силы: задача – способности – ресурсы. У нас, как говорится, возможны варианты. И эти варианты имеют бывшие советские корни. В НАТО существует обоснованное и проверенное практикой процентное распределение между бюджетным направлением на содержание, подготовку и развитие вооруженных сил. У нас опять же возможные варианты, обремененные содержанием огромного административного аппарата, и не воюющие компоненты – это не работает на боеготовность и развитие ВСУ", – заявил адмирал.
По его словам, в ментальном понимании важности базовых требований НАТО и их реализации украинский сектор безопасности и обороны ближе к советскому, чем к евроатлантическому подходу.
"В-третьих, операционная совместимость – внедрение в жизнь единых принципов подготовки и ведения операций. Она имеет три измерения: человеческий (опять же речь, терминология, подготовка), процедурный (операционные доктрины, процедуры) и технический (вооружение и техника). Следует отметить, что, согласно доктрине объединенных сил НАТО AJP-01, военнослужащий является главной ценностью Альянса. То есть никто в НАТО без соответствующего оснащения, подготовки и обеспечения не будет посылать солдата воевать. У нас, к сожалению, это до сих пор не стало стандартом – больше уважают бумажку, чем конкретную личность", – написал Кабаненко.
По его мнению, принципы НАТО "глубоко понимает" экс-глава СБУ, кандидат в президенты Украины Игорь Смешко.
"В его программе на первое место по ориентирам верховного главнокомандующего поставлен главный стандарт НАТО: уважение к высшей ценности нашего войска – жизни и достоинству военнослужащего", – отметил адмирал.
Украина активизировала сотрудничество с НАТО в 2014 году на фоне аннексии Крыма Россией и начала российской агрессии на Донбассе. В конце 2014-го Верховная Рада приняла закон, который предполагает отказ Украины от политики “внеблоковости“. В июне 2017 года парламент поддержал закон, закрепляющий намерение Украины вступить в НАТО.
В декабре 2017 года президент Украины Петр Порошенко говорил, что в скором будущем в Украине пройдут референдумы о вступлении страны в НАТО и Европейский союз.
9 марта 2018 года в НАТО сообщили, что признают за Украиной статус страны-аспиранта – кандидата на членство в Альянсе.
8 января 2019 года представитель Украины в Альянсе Вадим Пристайко заявил, что Украина может стать членом НАТО после Македонии. По мнению министра иностранных дел Украины Павла Климкина, вступить в НАТО Украине будет проще, чем в Евросоюз.
7 февраля Верховная Рада закрепила в Конституции курс на членство Украины в Евросоюзе и НАТО.