"[24 февраля 2022 года] я, как и миллионы киевлян или украинцев, проснулся от взрывов. Вышел на улицу, увидел эти разрывы, закурил сигарету... Я был в Киеве. И когда я вышел, там, я закурил сигарету, сказал жене: "Собирай вещи, потому что это война". Ну, в принципе, там много говорить не нужно было. Я военный, она военная", – поделился Марченко.
Он добавил, что вскоре начал получать от знакомых видео из Херсона и Николаева.
"Как колонны [россиян] прут просто... прут парадным маршем в сторону Николаева. Ну, я просто был в шоке. И написал заместителю главкома, генералу Мойсюку Евгению, что... Присылают видео, что там уже Херсон... уже был не наш, уже практически окружен. Я предложил свою кандидатуру, говорю: "Давай я поеду в Николаев. Это моя родная земля – я знаю там каждую кочку, знаю там очень хорошо местность – помогу", – рассказал генерал.
Мойсюк, по словам Марченко, сказал, что отъезд надо согласовать с главнокомандующим ВСУ Валерием Залужным, и в 12 ночи 24 февраля написал: "Срочно поезжай, потому что ситуация там очень сложная".
"В 4.30 я уже заезжал в Николаев. И, заехав в Николаев, я, конечно, был немного потрясен. Эта тишина, ни одного блокпоста, ни одного патруля, ни одного... Ну, то есть людей не было вообще. [По дороге] в Николаев я видел блокпосты, я видел эти колонны, я видел эти проверки. И для меня было удивительно, почему этого нет в Николаеве", – говорит генерал.
Первое, что Марченко, по его словам, сделал в Николаеве, – приехал к главе ОВА Виталию Киму, и они собрали мини-совещание, чтобы посчитать силы и средства, которые есть в наличии – "чем воевать и как создавать систему обороны".
"Вот с 25-го [февраля] мы уже потихоньку начали работать. То есть уже появились блокпосты, уже начали рыть [укрепления]... К сожалению, плана обороны города на то время не было, поэтому взяли карту автомобильных дорог, поделили ее на четыре части, распределили, какая бригада [где займет оборону]", – отметил он.
Основной проблемой Николаева, по словам генерала, было то, что здесь не стояла ни одна полноценная бригада.
"Здесь были охранявшие территорию остатки 79-й бригады, были остатки 36-й [бригады] морской пехоты. Ну, 406-я была, пара дивизионов. И была бригада ТРО [территориальной обороны], которая только комплектовалась. И вот этими остатками – моряки там были еще – мы смогли правильно построить оборону... занять выгодные высоты, рубежи и, в принципе, [были готовы] отстаивать Николаев", – перечислил он.
Марченко подчеркнул, что "счет времени шел на часы".
"Мы уже знали, что из Херсона начали трогаться колонны на Николаев, их останавливали в каждой деревне. И давали нам это ценное время для того, чтобы мы могли все-таки зарыться. Вы ведь понимаете: если нет окопов, нет фортификационных сооружений, то оборону ты не сможешь нормально выстроить. Если бы мы вовремя не начали это делать, то, я думаю, 97%, что Николаев ждала судьба Херсона", – заключил Марченко.