Суд в итальянской Павии не смог доказать вину украинского нацгвардейца Виталия Маркива, которого приговорили к 24 годам заключения по обвинению в причастности к убийству итальянского фотографа Андреа Роккелли в 2014 году. Об этом говорится в заявлении на сайте Харьковской правозащитной группы 14 октября.
Правозащитники напомнили, что суд Павии 11 октября распространил мотивировочную часть приговора Маркиву.
"176-страничный документ никоим образом не снимает серьезных опасений, вызванных самой природой обвинений против Маркива. Напротив, поскольку в документе игнорируются важные доказательства, представленные защитой, и, по-видимому, исключительно суровый приговор частично объясняется последовательным отрицанием Маркивым какого-либо преступления", – говорится в заявлении.
Правозащитники отметили, что ни Роккелли, ни его российский переводчик Андрей Миронов не имели аккредитации прессы и прочих атрибутов журналистов, которые работают в зоне боевых действий. Кроме того, Миронов был одет в камуфляжные штаны, "как многие, если не все, россияне или пророссийские бойцы в этом районе".
В заявлении говорится, что позиция суда, вероятно, была основана исключительно на противоречивых показаниях французского журналиста Уильяма Рогелона, который путешествовал с Роккелли и Мироновым, и на основании "свободной интерпретации" телефонного разговора с Маркивым в СМИ.
По мнению правозащитников, суд проигнорировал критически важные доказательства защиты о том, что минометный огонь в сторону погибших журналистов украинская армия открыла в ответ на огонь боевиков.
"Не было ни одного спровоцированного нападения на журналистов, однако произошла перестрелка в зоне военных действий, в которой трагически были убиты журналисты без жилетов для прессы или других видимых признаков", – подчеркивается в заявлении.
Правозащитники отметили, что в то время как судебное решение называет показания Маркива противоречивыми, гораздо более противоречивыми являются показания Рогелона, которому удалось выжить.
"Еще в 2014 году он признал, что не знал, откуда начался первый выстрел. Лишь четыре года спустя, в 2018 году, во время суда над Маркивым он внезапно "узнал", что это произошло с холма и, следовательно, с позиции украинской армии", – говорится в документе.
"Не было "нарушения четвертой Женевской конвенции", но была военная ситуация, когда одна сторона реагировала на перестрелку другой", – заявили правозащитники.
Они добавили, что сторона защиты привела массу доказательств непричастности Маркива к убийству, однако суд в Павии не учел ни одного из них.
Нацгвардейца Маркива задержали в Болонье 30 июня 2017 года по подозрению в причастности к убийству Андреа Роккелли и его российского переводчика 24 мая 2014 года в районе Славянска Донецкой области. По версии прокуроров, Маркив с горы Карачун передал командованию данные о местонахождении журналистов, после чего произошел обстрел, в ходе которого Роккелли погиб.
В Министерстве внутренних дел Украины рассказывали, что уголовное производство против Маркива итальянские правоохранители открыли по свидетельствам французского журналиста, который предоставил видеоряд, якобы подтверждающий причастность Маркива к убийству Роккелли.
Украинские правоохранители считают, что гибель итальянца и россиянина произошла вследствие артобстрела со стороны российско-террористических войск. В подразделении Маркива не было минометов, которые вели огонь по предполагаемому местонахождению журналиста, поясняли в МВД.
12 июля суд в Италии приговорил Маркива к 24 годам лишения свободы. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что приговор будет обжалован. Апелляцию по делу Маркива рассмотрят до весны 2020 года.