$41.27 €43.65
menu closed
menu open
weather +7 Киев
languages

Смешко: "Формула Штайнмайера" – это путь не к миру, а к замораживанию конфликта на востоке Украины G

Смешко: "Формула Штайнмайера" – это путь не к миру, а к замораживанию конфликта на востоке Украины Смешко: Нормандский и минский – тупиковые форматы
Фото: Ростислав Гордон / Gordonua.com

Принимая "формулу Штайнмайера", Украина превращается из субъекта мировой политики в объект, сказал в комментарии изданию "ГОРДОН" лидер партии "Сила и честь", бывший глава Службы безопасности Украины и экс-начальник Главного управления разведки Минобороны Игорь Смешко.

"Формула Штайнмайера" не приведет к урегулированию ситуации на Донбассе, а лишь заморозит конфликт на востоке Украины. Такое мнение в комментарии изданию "ГОРДОН" выразил лидер партии "Сила и честь", бывший глава Службы безопасности Украины и экс-начальник Главного управления разведки Минобороны Игорь Смешко.

"Что необходимо делать? Необходимо разработать свою формулу. "Формулу президента [Украины Владимира] Зеленского", которая должна включать восстановление мира и системы международного права. При соблюдении территориальной целостности, действующей Конституции и законов Украины. Президент Зеленский сейчас находится в сложном положении, потому что получил в наследство очень тяжелый багаж. Его предшественники – и [бывший секретарь СНБО Александр] Турчинов, и [экс-президент Петр] Порошенко – своими действиями в этом плане загнали нас всех в тупик. И бескорыстных союзников у нас как таковых нет. Ситуация непростая. Чтобы выйти из нее, надо говорить правду нашим западным партнерам и основному оппоненту. Нельзя дальше нарушать международные и украинские нормы права. Мы должны вернуться к их неукоснительному соблюдению", – подчеркнул Смешко.

"Формула Штайнмайера" требует разрушения внутреннего правового поля Украины

Он считает, что разрешить ситуацию на Донбассе в своих интересах Украина сможет только в формате Будапештского меморандума.

"И нормандский, и минский – тупиковые форматы. Единственный формат, который может разрешить ситуацию в интересах Украины, а не обеспечить ее капитуляцию, – это формат Будапештского меморандума, плюс ЕС и Германия. Если мы сами себе будем постоянно говорить, что у нас непростые отношения с европейцами, входить в положение наших друзей, полудрузей и даже оппонентов – мы гарантированно проиграем. Мы снова можем потерять государство. Надо честно и твердо говорить им, что мы первое по территории в Европе государство с тысячелетней великой европейской историей. Мы отдали более 7 млн жизней наших сынов и дочерей за победу во Второй мировой войне над нацизмом. Без этого демократической Европы не существовало бы. И к нам нужно относиться с должным уважением и соблюдать международные договоры, а не играть с нами, как с детьми", – заявил собеседник.

По его мнению, "формула Штайнмайера" приведет Украину к потере субъектности.

"Так называемая формула Штайнмайера – это путь не к миру, а к замораживанию конфликта на востоке Украины. Это потеря нашей субъектности на мировой арене и превращение нашей страны в объект игры более сильных держав. Кроме того, она требует разрушения внутреннего правового поля Украины. Мне непонятно, каким образом она может быть парафирована. Для ведения переговоров нужны директивы. Их может давать только президент. И только в рамках существующих законов. Где вы видели наши законы, которые дают возможность парафировать подобные требования к Украине? Я их не видел. Даже в заявлении Верховной Рады Украины от 16 апреля 2014 года "Об инициативе международных переговоров по деэскалации ситуации вокруг Украины", несмотря на его половинчатость, были введены действующие и сейчас законодательные ограничения на формат и содержание любых дипломатических переговоров. В том числе на те, которые ведутся в Минске, а также в нормандском формате. Я не слышал о существовании официальных директив президента на парафирование требований к Украине, которые противоречат действующей Конституции и законам Украины", – сказал Смешко.

Западные партнеры, прежде всего, подписанты Будапештского меморандума – "умыли руки"

По его словам, с 2014 года украинские власти шли по пути, который был продиктован другими странами.

"Даже несмотря на половинчатость этого заявления, так как оно не назвало военную агрессию против нас своим именем – войной – и не упомянуло Будапештский меморандум как основу для какого-либо возможного формата переговоров, было введено уже тогда ограничение на содержание любых дипломатических контактов по этой теме. Если, конечно, целью контактов была защита территориальной целостности и конституционного строя Украины. Но нарушение этих ограничений является преступлением. Нас же в последующем фактически загнали в два изначально проигрышных для Украины формата: нормандский и минский. При этом мы сами согласились на выход из поля защиты нас международным правом. Единственный международный договор, который должен защищать наши границы, – это Будапештский меморандум. Этот договор дает возможность при нарушении наших границ собрать за столом переговоров ядерные державы. Только они могут влиять на ядерную державу – Россию, – нарушившую его. В 1994 году он стал также и официальным документом Генеральной ассамблеи ООН. Кроме того, мы еще начали нарушать собственную Конституцию и законы Украины. Высшее политическое руководство страны с 2014 года пошло по пути, который диктовали нам более сильные в военном, экономическом, дипломатическом и информационном отношении державы", – подчеркнул собеседник.

Он отметил, что Украину целенаправленно подталкивают к изменению собственного законодательства.

"Мы приняли игру нашего главного международного оппонента, который решил скрыть факт прямой военной агрессии против Украины, прикрывшись заведомо невыгодными нам и отличными от Будапештского меморандума переговорными форматами. Эти форматы ему позволяли "продать", прежде всего, населению своей страны, а также Западу тезис о внутреннем конфликте в Украине и замаскировать военную вовлеченность РФ в события в Украине. Западные же партнеры – прежде всего, подписанты Будапештского меморандума – "умыли руки". Они не захотели признать, что с началом аннексии Крыма вся система международного права в мире была поставлена под угрозу полного разрушения и что в центре Европы фактически началась война. Опытный и честный дипломат Курт Волкер, еще когда он не был официальным спецпредставителем Госдепартамента США, сразу же назвал Минские договоренности капитуляцией Украины. Но мы и сейчас продолжаем идти этой дорогой. Принимая "формулу Штайнмайера", мы окончательно превращаем себя из субъекта мировой политики в объект. Мы отказываемся при этом даже от защиты Декларацией ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и о защите их независимости и суверенитета от 1965 года. Игнорируя тот факт, что нас цинично толкают к изменению внутреннего законодательства и действующей Конституции под прицелом орудий", – резюмировал Смешко.

1 октября 2019 года члены трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины и представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей дали письменное согласие на утверждение текста "формулы Штайнмайера", которой предусматривается порядок вступления в силу нескольких пунктов Минских соглашений по поводу местных выборов в ОРДЛО. В письме на имя спецпредставителя ОБСЕ в ТКГ Мартина Сайдика, которое подписал представитель Украины в трехсторонней контактной группе Леонид Кучма, говорится, что Украина принимает текст формулировки имплементации "формулы Штайнмайера" в украинское законодательство, распространенный и согласованный дипломатическими советниками глав государств и правительств Украины, ФРГ, Франции и РФ 11 сентября 2019 года.

Как заявил президент Украины Владимир Зеленский, положения "формулы Штайнмайера" заключаются в том, что закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей начнет действовать при условии проведения в этих районах местных выборов согласно законодательству Украины и после публикации отчета ОБСЕ о соответствии выборов стандартам организации. "Никаких выборов под дулами пулеметов не будет и не может быть", – подчеркнул Зеленский. Он отметил, что устранено последнее препятствие на пути проведения саммита "Нормандской четверки".

2 октября нардеп от "Слуги народа" Богдан Яременко заявил, что договоренность, которой трехсторонняя контактная группа достигла в Минске 1 октября, была условием России для проведения встречи "Нормандской четверки", при этом у Украины есть свои "красные линии" по Донбассу. "Именно эти линии – это то, что будем отстаивать мы, депутаты партии "Слуга народа", тогда, когда действительно дело дойдет до рассмотрения закона о порядке местного самоуправления. Тот закон, который есть, лично меня не устраивает, потому что там есть положения о безусловной амнистии, о местной милиции и так далее и так далее… Это все то, чего я не хочу, чтобы было на моей земле", – сказал Яременко.

В тот же день глава парламентской фракции "Слуга народа" Давид Арахамия сообщил, что пока нет "ни текста, ни концепта" нового законопроекта об особом статусе Донбасса.