Эти средства Штаты конфисковали по делу о незаконной сети закупок – в Россию пытались экспортировать высокоточный станок американского производства для использования в военной сфере. Станок в Россию не попал, а 14 февраля гражданин Латвии, обвиненный в этом деле, признал себя виновным в нарушении экспортных законов и правил США.
Этот перевод является первым в своем роде переводом средств от Соединенных Штатов иностранному союзнику с прямой целью помощи Украине и вторым случаем, когда специальная группа KleptoCapture министерства юстиции США предоставляет конфискованные российские активы Украине – в прошлом году она передала $5,4 млн конфискованных средств Госдепу США в поддержку украинских ветеранов войны.
В минюсте США объяснили, что конфискованные средства передаются в Эстонию, поскольку "факты этого дела не позволяют осуществить прямую передачу в Украину". В дальнейшем Эстония использует эти средства на проект по ускорению оценки ущерба и критически важному ремонту украинской системы распределения и передачи электроэнергии.
Контекст
В феврале 2023 года ЕС одобрил создание специальной рабочей группы по использованию арестованных или замороженных российских активов для поддержки обновления Украины.
30 июня агентство Bloomberg написало, что лидеры государств – членов ЕС согласовали план использования замороженных активов Центробанка России в пользу Украины. В частности, страны ЕС рассматривают вероятность введения налога на прибыль, полученную от активов российского Центрального банка, чтобы затем эти средства направить на помощь в восстановлении Украины.
21 сентября министр финансов Соединенных Штатов Джанет Йеллен заявила, что США соглашаются с планом ЕС отдавать Украине доход с замороженных средств россиян.
США нашли способ конфискации активов РФ для Украины, вопрос могут рассмотреть 24 февраля 2024 года на саммите G7, написала в декабре 2023-го Financial Times.
Президент Украины Владимир Зеленский 6 января 2024 года призвал страны Запада передать Украине замороженные активы страны-агрессора РФ. По его словам, это "историческая возможность заставить государство-террориста заплатить за свой террор".