Мобильная связь третьего поколения – 3G – в Украине начала работать в 2015 году (с 2007 филиал "Укртелекома" Utel предоставлял услуги беспроводного 3G-интернета). Лицензии на предоставление услуг в этом стандарте получили три оператора: lifecell, "Vodafone Украина" и "Киевстар". Сейчас услуга доступна примерно половине населения страны.
Главное отличие 4G от 3G в скорости передачи данных. Так, в соответствии со спецификацией Международного союза электросвязи, минимальная скорость передачи данных в сети четвертого поколения должна составлять 1 Гбит/с для стационарных объектов и пользователей, перемещающихся с низкой скоростью, и 100 Мбит/с для пользователей, перемещающихся с высокой скоростью (для сетей третьего поколения это 2 Мбит/с и 348 кбит/с соответственно). К примеру, на скорости 100–150 Мбит/с сайты открываются почти мгновенно, загрузка фильма в HD-качестве занимает до 10 минут. Сейчас это обычная скорость "стационарного" интернета.
Кроме того, 4G-сети (стандарт LTE) предоставляют абонентам широкополосный доступ к интернету – это значит, что пользоваться сетью без "проседания" скорости доступа сможет больше людей. Например, на стадионе во время матча из-за большого количества подключений 3G-сеть работает или очень медленно, или вовсе отключается. 4G-сеть должна справляться с такими нагрузками.
Наверное, единственный недостаток – не все смартфоны, которые работают с 3G, поддерживают стандарт LTE, поэтому чтобы воспользоваться новой сетью, придется сменить мобильное устройство.
По данным компании "Vodafone Украина", смартфоны с поддержкой LTE есть у 10% украинцев. Фото: pexels.com
Указ о внедрении в Украине "подвижной (мобильной) связи четвертого поколения" президент Петр Порошенко подписал летом 2015 года. В документе говорилось, что связь 4G должна заработать в 2017 году.
Председатель Национальной комиссии Украины по регулированию связи и информатизации (НКРСИ) Александр Животовский в мае 2015-го объяснял, что на внедрение нового стандарта нужно до двух лет. За это время нужно "провести инвентаризацию радиочастотного ресурса", а затем найти и выделить новые радиочастоты и внедрить "технологическую нейтральность".
Под технологической нейтральностью подразумевается право оператора связи разворачивать в своем частотном ресурсе такой стандарт связи, который он посчитает необходимым, тогда как по действующему украинскому законодательству, телеком-операторы получают лицензии на частоты в привязке к технологии. Например, сейчас в Украине используются четыре диапазона – 850, 900, 1800 и 2100: в первом работает CDMA-оператор, второй и третий отведены под GSM и последний – под 3G, то есть развивать 4G в этих диапазонах по нынешним нормам операторы не имеют права.
В Верховной Раде законопроект, который вводит принцип технейтральности, был зарегистрирован еще в августе 2016 года, в апреле 2017-го документ одобрил профильный комитет парламента, но в сессионном зале его пока не рассматривали.
Портал AIN, специализирующийся на новостях об IT, отмечал, что принцип технологической нейтральности позволил бы национальным операторам в кратчайшие сроки внедрить связь четвертого поколения по всей стране, потому что им не пришлось бы менять существующее оборудование. Без технейтральности операторы будут вынуждены ставить новые вышки, работающие в новом диапазоне, а значит, покрытие будет не стопроцентным и сеть будет работать хорошо, скорее всего, только в крупных городах.
При этом в компании "Vodafone Украина" изданию "ГОРДОН" отметили, что "4G – это технология для передачи больших объемов данных, поэтому никто в мире сплошного покрытия 4G не строит".
"4G – это технология для "интернета вещей", для обслуживания огромного количества подключенных устройств, которые генерируют много трафика. Поэтому 4G-сети будут строиться там, где будет сконцентрирован трафик, в больших городах, густонаселенных территориях. На остальных территориях будет вполне достаточно емкости 3G", – отметила PR-директор "Vodafone Украина" Виктория Рубан.
4G-связь, скорее всего, будет доступна только жителям крупных городов. Фото: pexels.com
К внедрению 4G телеком-операторы начали готовиться в 2016 году. В частности, "Киевстар", Vodafone и lifecell договорились о рефарминге – обмене частотами диапазона 1800 МГц (это должно ускорить внедрение нового стандарта и улучшить покрытие), а также провели тестирование 4G-сети, модернизировали базовые станции и сим-карты.
По итогам сегодняшнего заседания пресс-служба правительства сообщила, что Кабмин одобрил "требования к работе операторов, условия проведения тендеров на продажу лицензий и стоимость лицензий". Начальная стоимость лицензий 4G составит около 6,3 млрд грн: 2,3 млрд – за диапазон 2600 МГц и 4 млрд – за диапазон 1800 МГц. Когда именно пройдут тендеры по продаже частот, пока неизвестно. В случае с 3G от момента утверждения условий тендера до начала работы связи нового поколения прошло около полугода.
В пресс-службе "Киевстара" изданию "ГОРДОН" заявили, что сроки запуска 4G "зависят от того, на каких частотах будет внедряться новая технология".
"На сегодня НКРСИ предлагает два варианта: диапазон 2600 МГц и диапазон 1800 МГц. В первом случае телеком-операторам понадобится строить новые сети, что требует времени. Во втором – сроки могут быть максимально сокращены и покрытие будет во много раз больше", – добавили в компании.
Осенью прошлого года директор по корпоративному управлению и контролю "Vodafone Украина" Олег Проживальский говорил, что оператор начнет разворачивать сеть LTE в 2018 году. Сейчас в компании отмечают, что технически уже готовы к внедрению 4G.
"Сейчас, при строительстве 3G-сети, мы устанавливаем базовые станции нового поколения. Это так называемое 4G-ready-оборудование, которое поддерживает стандарт 4G. Однако далеко не все зависит от технических вопросов. Есть экономические факторы, такие как покупательная способность людей, готовность платить за более технологически продвинутые, а значит, и более дорогие услуги, процент смартфонов, которые в состоянии поддерживать 4G", – отметила PR-директор "Vodafone Украина" Виктория Рубан.
По ее данным, сейчас смартфоны с поддержкой LTE есть лишь у 10% украинцев. Портал AIN писал, что критической массой пользователей, которая нужна для запуска новой технологии, является барьер в 7%, и три крупнейших телеком-оператора этот барьер уже преодолели.