Историк Плохий: Союзники – это всегда сложно, это всегда компромисс. Нам нужно работать с Польшей вдумчиво, на перспективу
В интервью главному редактору издания "ГОРДОН" Алесе Бацман украинско-американский историк, специализирующийся на изучении истории Украины, профессор Гарвардского университета Сергей Плохий высказал свои соображения об усложнившихся отношениях между Украиной и Польшей.
Бацман спросила, могут ли эти проблемы быть связаны с возможными "историческими моментами, которые не дают до конца стать искренними, близкими друзьями".
"Относительно украинско-польских отношений. У меня недавно было интервью и вопросы журналиста из Польши. И он спрашивал меня о реакции в украинском обществе, сказав, что в польском обществе относительно много трений также, объясняя, что смотрят они на эту перспективу с точки зрения как раз украинско-польских исторических конфликтов. Я не знаю, так это или нет, но это то, что я слышал от журналиста. Я ему сказал, что специально не следил, но мое представление – что в Украине дискуссия об этом не была связана с историей вовсе", – сказал Плохий.
По его словам, "в Украине эта дискуссия была связана с тем, что правительство перегнуло палку или нет".
"Критика больше была, мне кажется, нашего правительства, чем польского. Ясно, что мы подходим к этому из другой перспективы. Я лично очень доволен, что холодные головы по обе стороны победили. И сейчас это вошло в конструктивное русло. Очень сложно давать советы. Как говорят в Америке monday quarterback: состоялась игра в воскресенье или субботу, а болельщик в понедельник рассказывает, кто кому должен был передать пас, нанести удар", – считает историк.
Он отметил, что "работать с союзниками – это ежедневная трудная работа".
"Черчилль в свое время много интересных фраз сказал, но одна из них заключалась в том, что есть только одна вещь, которая хуже, чем иметь союзников, – не иметь их. Союзники – это всегда сложно, это всегда работа, это всегда позиция, всегда компромисс. И нам, как ни с кем, нужно работать с Польшей вдумчиво, на перспективу, зная наши интересы, понимая ограничения с той стороны... Если говорить об украинской стороне, то представление о том, что Польша находится внутри выборной кампании... Это то, о чем мы, вероятно, не договорили. Потому что мы находимся внутри войны, и некоторые проблемы других стран кажутся нам незначительными. А они внушительны, они играют свою роль", – объяснил Плохий.
Контекст:
Со 2 мая по 15 сентября действовал запрет на свободные поставки украинской пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника в Польшу, Болгарию, Венгрию, Румынию и Словакию. Эмбарго ввели из-за того, что фермеры из Польши и других стран выходили на акции протеста. Аграрии жаловались, что украинское зерно оседает в странах и его не экспортируют дальше, из-за чего резко упали закупочные цены на зерновые.
15 сентября Еврокомиссия отменила запрет на ввоз украинской агропродукции. Как отметили в Еврокомиссии, Украина согласилась принять меры (включая, например, систему лицензирования экспорта) в течение 30 дней, чтобы избежать скачков цены на зерно. Несмотря на решение Еврокомиссии, Польша, Венгрия и Словакия (до конца года) в одностороннем порядке продлили запрет импорта украинского зерна.
18 сентября в Минэкономики Украины сообщили, что Украина начала судебную процедуру из-за запрета на ввоз украинского зерна в Польшу, Словакию и Венгрию. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль 19 сентября заявил, что Киев предлагает партнерам компромисс, и пригрозил Польше и Венгрии запретом на ввоз их товаров в Украину.
21 сентября в Минагрополитики Украины сообщили, что Украина и Польша договорились выработать план взаимодействия по экспорту украинского зерна. 24 сентября президент Польши Анджей Дуда заявил, что его страна поможет Украине нарастить экспорт зерна, но свой рынок оставит закрытым.
26 сентября Шмыгаль подписал постановление Кабмина о введении механизма верификации и согласования четырех групп украинского аграрного экспорта – пшеницы, рапса, подсолнечника и кукурузы – в Румынию, Болгарию, Польшу, Словакию и Венгрию.