"Явно проходило под принуждением". МИД Великобритании отреагировал на "интервью" Протасевича
"Тревожное интервью Протасевича прошлой ночью явно проходило под принуждением и под стражей. Преследование защитников прав человека и свободы СМИ в Беларуси должно прекратиться. Лица, причастные к съемке, принуждению и руководству интервью, должны быть привлечены к ответственности", – сказал Рааб.
Отец Протасевича Дмитрий Протасевич уверен, что сын признался под давлением.
"Зная нашего сына, мы можем сказать, что все, что говорит Роман, он говорит не сам. Вы посмотрите на его первую реакцию в самом начале ролика, и даже в процессе всего ролика очень видно, что у него идет внутренняя борьба между тем, что он должен сказать, и тем, что он не хочет говорить. Ему очень тяжело это говорить, но я уверен, что его заставили, уверен, что его запугивали", – сказал Протасевич-старший.
Контекст:
Протасевич 3 июня в эфире государственного белорусского телеканала ОНТ признал, что был одним из тех людей, которые опубликовали призывы выйти на улицу 9 августа прошлого года после оглашения результатов выборов президента страны. "Как только мне предоставили документы, предъявили обвинение, я сразу признал вину по ст. 342 Уголовного кодекса [Республики Беларусь], это организация массовых несанкционированных акций. Я не помню там в подробностях, но как-то так", – отмечал он. По словам Протасевича, он осознавал, что его призывы к белорусам митинговать "стали следствием того, что на улице начались неконтролируемые беспорядки".
Во время "интервью" ОНТ Протасевич заявил, что "больше не хочет лезть в политику", и расплакался. На его руках были видны следы травм.
По данным белорусских СМИ, Протасевичу вменяют три статьи Уголовного кодекса Беларуси с максимальной санкцией до 15 лет.
23 мая самолет авиакомпании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, совершил экстренную посадку якобы из-за сообщения о минировании (впоследствии взрывчатых веществ на борту не нашли). "Для сопровождения" самолета по поручению считающего себя президентом Беларуси Александра Лукашенко был поднят истребитель белорусских ВВС.
После проверки борта белорусские спецслужбы сняли с рейса и задержали Протасевича и его девушку, гражданку РФ Софию Сапегу (в Минске с самолета сошли еще несколько человек, в Ryanair подозревают, что это были агенты КГБ Беларуси, Лукашенко отрицает). Их признали политзаключенными.
Вечером 24 мая появилось видео с Протасевичем, в котором он говорит, что находится в СИЗО в Минске, сотрудничает со следствием и дает признательные показания "по факту организации массовых беспорядков в Минске". В Европе отмечали, что на лице журналиста были видны следы избиения.
Преследование Протасевича связывают с Telegram-каналом NEXTA. Паблик получил широкую известность летом прошлого года благодаря освещению и координации протестов в Беларуси.
Страны ЕС, США, Канада, Украина и другие государства осудили действия властей Беларуси и призвали немедленно освободить задержанных.
Ряд стран ввел ограничения на авиасообщение с Беларусью. Кабмин Украины с 26 мая принял решение прекратить авиасообщение с Беларусью, а с 29 мая запретил белорусским самолетам использовать воздушное пространство Украины.