Попытки регулирования медиа в стране, где не работает судебная вертикаль, можно трактовать как преследование инакомыслия. Такое мнение изданию "ГОРДОН" выразила журналист, шеф-редактор издания "Главком" Юлия Лымарь, комментируя законопроект "О медиа".
"Ключевой вопрос: почему этот законопроект появился в принципе? У представителей нынешней власти, как я припоминаю, были более приоритетные обязательства перед избирателями, чем регулирование медиапространства. Можно предположить, что вопрос регулирования медиа больше интересует саму власть, чем народ. Поэтому первый вывод: "Не с того начали". Во-вторых, любые попытки регулирования медиа в стране, где не работает судебная вертикаль, и у простого гражданина очень мало возможностей защитить свои права, можно трактовать как преследование инакомыслия. Здесь важно понимать, что этот законопроект захватывает более глубинные вещи – право людей иметь и свободно высказывать свои взгляды. Это основополагающий столб демократии", – отметила журналист.
Она не исключает, что украинские власти хотят ввести цензуру.
"Важно также, что говорить о законопроекте "О медиа" можно только в связке с проектом закона о дезинформации. Вместе они вводят жесткие ограничения. К тому же, в них есть серьезные юридические неточности. Я не понимаю, с какой стати какие-то комиссии, непонятно чем руководствуясь, будут определять, что является дезинформацией. Юриспруденция – достаточно стройная наука, а юридические формулировки должны быть точны и недвусмысленны. Я не юрист, не претендую на профессиональную оценку этих документов (один только в виде презентации), но для меня они не выглядят безупречными. В этом законопроекте меня пугает нечеткость формулировок. Я не понимаю, кого теперь хотят причислять к медиа? Блогеров, Telegram-каналы? Если речь идет о традиционных медиа, то у нас есть достаточная законодательная база, регулирующая их деятельность. Поэтому есть подозрение, что речь идет не о регулировании медиа и журналистских стандартах, а о попытке ввести банальную советскую цензуру. Подобное мы видим в РФ, где люди получают реальные сроки за посты в Facebook. Такое есть и в других странах. Я не хочу, чтобы Украина стала на них похожа", – подчеркнула Лымарь.
Она сомневается, что эта инициатива приведет к тому, что в стране останутся лишь лояльные к власти СМИ.
"Что касается общественной важности, то, если бы не свободная журналистика, очень многие вещи в нашей стране просто не произошли бы. Мы бы могли не знать ничего о том, кто, например, слушал кабинет экс-президента [Леонида] Кучмы, или что у [бывшего президента Виктора] Януковича есть "Межигорье" и многого другого. Я воспринимаю намерения регулировать медиа как игру в прятки, попытку "выключить свет". Власти не нравится критика, она не воспринимает альтернативную точку зрения. И вместо того, чтобы строить диалог, исправлять ошибки, власть просто пытается игнорировать не сами проблемы, а упоминания о них. Это очень по-детски и мало конструктивно. Однако я оптимистична, и не верю в сценарий, что у нас в стране оставят условно лишь пять лояльных власти телеканалов. Такого не будет. У нас уже неоднократно пытались что-то сделать со свободной украинской журналистикой. В итоге это приводило к тому, что объединялись редакции и журналисты, которые при других условиях никогда бы не сели за один стол. Иметь во врагах журналистский цех – это незрелое политическое решение", – сказала журналист.
По ее мнению, власти нужно начать диалог с журналистами.
"Такая инициатива не улучшит отношения власти с медиа, а наоборот, усилит противостояние. [Глава Офиса президента Андрей] Богдан недавно тоже говорил, что власти не нужны посредники. Но СМИ остались, а его мы уже давно не видим. Трудно прогнозировать шансы принятия этого законопроекта. Если президент контролирует всю собственную фракцию и будет его воля, то закон примут. Хотя многие нардепы перед тем, как нажать на кнопку, задумаются – какие лично для них это будет иметь последствия? Да, это самый слабый парламент в истории Украины. Но я знаю многих людей в "Слуге народа", которым стыдно – они не стадо и имеют другую точку зрения. Поэтому вероятность, что законопроект в нынешнем виде не пройдет, также большая. Иначе люди будут просто поименно знать тех депутатов, которые поддержат этот проект закона, также, как когда-то знали имена проголосовавших за "диктаторские законы" 16 января 2014 года. Хочу акцентировать, что власти сейчас важно услышать журналистов и выйти на диалог. Признавать ошибки и исправлять их – не стыдно. Стыдно быть законсервированным в собственной глупости", – резюмировала Лымарь.
8 ноября 2019 года президент Украины Владимир Зеленский подписал указ "О неотложных мерах по проведению реформ и укреплению государства", которым поручил Кабинету Министров Украины разработать законопроекты, касающиеся урегулирования деятельности медиа в Украине, в частности предусмотрев "положения о требованиях и стандартах новостей", механизмы предотвращения распространения недостоверной, искаженной информации, ее опровержения, а также запрет физическим и юридическим лицам государства-агрессора владеть или финансировать медиа в Украине.
Законопроект №2693 "О медиа" авторства нардепов от "Слуги народа" (среди них – Александр Ткаченко) уже внесен в Верховную Раду и сейчас обсуждается общественностью. Документ должен регулировать деятельность телевидения, радио, прессы, онлайн-медиа, стримингових сервисов и платформ общего доступа к информации.
Согласно проекту повестки дня Рады, он должен быть рассмотрен в период с 18-го по 21 февраля.
5 февраля парламентский комитет по вопросам свободы слова рекомендовал принять законопроект "О медиа" в первом чтении.
Законопроект о дезинформации, который предполагает административную и уголовную ответственность за распространение недостоверных данных средствами массовой информации, глава Минкульта Владимир Бородянский представил 17 января.
Согласно проекту этого закона, отслеживать публикации в СМИ, содержащие признаки дезинформации, должен будет уполномоченный по вопросам информации, назначаемый Кабинетом Министров.