18 сентября Европейский суд по правам человека обязал украинскую власть воздержаться от доступа к любым данным с мобильного телефона главного редактора программы "Схемы" Натальи Седлецкой. Об этом, ссылаясь на официальное письмо ЕСПЧ, сообщила сама журналистка в Facebook.
"Европейский суд по правам человека обязал украинскую власть воздержаться от доступа к любым данным с моего телефона! Это мера пресечения, вынесенная судом согласно так называемому правилу 39. Оно применяется в исключительных случаях – когда существует реальная угроза нарушения прав человека и непоправимых последствий, которые это может вызвать. Беспрецедентное решение, которое нам удалось получить в защиту украинской журналистики и свободы слова!" – написала она.
Седлецкая подчеркнула, что ей с адвокатами удалось убедить ЕСПЧ, что получение силовиками доступа к информации с мобильных телефонов журналистов представляет угрозу разоблачения источников, которые сообщают общественно важную информацию.
"Мы приводили аргументы, что это может привести к так называемому охлаждающему эффекту для всей расследовательской журналистики и свободной прессы в Украине, – и они были услышаны! Такие решения являются обязательными для выполнения Украиной, подписавшей Конвенцию по защите прав человека", – добавила она.
3 сентября агентство "Українські новини" сообщило, что Печерский райсуд Киева предоставил ГПУ доступ к телефонным контактам Седлецкой за период с 19 июля 2016 года по 16 ноября 2017 года включительно.
4 сентября "Радіо Свобода" назвало получение доступа к телефонам журналистки грубым нарушением международных стандартов. Организация "Transparency International Украина" заявила, что решение суда является ангажированным и немотивированным. Также ситуацией обеспокоены в Евросоюзе и США.
Седлецкая заявляла, что расценивает решение суда как вмешательство в ее личную жизнь и попытку оказывать на нее давление из-за профессиональной деятельности. Она считает, что ГПУ хочет получить доступ к ее источникам информации, но, по ее словам, она общалась с ними по зашифрованным каналам, к которым прокуратура не сможет получить доступа.
5 сентября генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что необходимость доступа к телефону Седлецкой вызвана ее отказом предоставлять информацию по делу о возможном разглашении государственной тайны и данных досудебного следствия директором НАБУ Артемом Сытником.
В ГПУ заявили, что телефонные разговоры Седлецкой прослушивать не будут, следствие интересуют дата, время и геолокация контактов.
По данным следствия, разговор Артема Сытника с рядом украинских журналистов не под запись состоялся в Киеве в мае 2017 года. Директор НАБУ заявлял, что не разглашал ни государственной тайны, ни тайны следствия.
Седлецкая обжаловала решение суда о доступе к данным ее телефона. 18 сентября Апелляционный суд признал чрезмерными затребованные прокуратурой сведения с ее телефона.