По мнению Подоляка, у ОАСК была возможность "хотя бы попробовать восстановить доверие общества и перестать генерировать деструктив для государства", но он этого не сделал.
"После недавних следственных действий НАБУ, когда были задержаны на горячем лица, связанные с главой ОАСК, окончание истории этого суда стало вполне ясным. Владимир Зеленский обещал полное обновление государственной системы и как ее части – судебной системы. Именно это и происходит – как бы кто ни сопротивлялся в судебной системе, как бы ни пытался манипулировать своим общественным положением и статусом", – сказал Подоляк.
В ОПУ ожидают, что Рада рассмотрит законопроект о ликвидации ОАСК "в кратчайшие сроки", добавил он.
Контекст
30 июля 2020 года на сайте президента появилась петиция с призывом ликвидировать ОАСК "в связи с полной потерей авторитета", в октябре она набрала необходимые для рассмотрения 25 тыс. голосов.
Зеленский заявил, что поддерживает перезагрузку Окружного админсуда Киева.
13 апреля 2021 года он подал в Верховную Раду проект закона №5369, предусматривающий ликвидацию ОАСК и создание Киевского городского окружного административного суда.
Глава ОАСК Павел Вовк, комментируя инициативу, заявил, что глава государства "поддался на манипуляции отдельных активистов и по совместительству агентов иностранного влияния".
26 июля 2019 года были обнародованы аудиозаписи, сделанные в кабинете главы ОАСК Вовка. Тогда в прокуратуре заявили, что судьи ОАСК системно вмешивались в деятельность высших органов власти Украины. В ОАСК заявляли о грубом вмешательстве в свою деятельность, попытках давления на судей и их дискредитации. Вовк сказал, что обыски в помещении суда – это "цирк", а записи разговоров судей, обнародованные правоохранителями, сфальсифицированы.
17 июля 2020 года НАБУ сообщило, что правоохранители вручили подозрения Вовку и другим судьям, а также тогдашнему руководителю Государственной судебной администрации Зеновию Холоднюку.
Вовку инкриминируют ч. 3 ст. 27, ст. 351-2 (организация препятствования деятельности Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины), ч. 3 ст. 27, ч. 2 ст. 375 (организация вынесения судьей (судьями) заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления) и ч. 2 ст. 376 (вмешательство в деятельность судебных органов) Уголовного кодекса.
Вовк считает, что у него нет статуса подозреваемого, он отказывается посещать допросы и судебные заседания. Высший антикоррупционный суд уже несколько раз принимал решения о принудительном приводе судьи на заседание, но детективы НАБУ ни разу не нашли его по известным адресам.
17 марта Специализированная антикоррупционная прокуратура сообщила о завершении досудебного следствия по делу о злоупотреблениях в ОАСК.
Генеральный прокурор Ирина Венедиктова заявила, что не видит судебной перспективы в делах о злоупотреблениях в Окружном админсуде Киева и что она не может "приволочь" Вовка в суд.
7 апреля брату Вовка Юрию Зонтову и еще одному адвокату – Юрию Донцу – сообщили о подозрении во взяточничестве. По данным следствия, они обещали за $100 тыс. через главу ОАСК решить вопрос с одним из судей этого же суда о положительном решении по делу по иску предприятия.
Зонтова отправили под стражу с альтернативой залога более 35 млн грн, Донца арестовали с возможностью внесения 3 млн грн залога, за него деньги уже внесли.