Историческая традиция подрывать дамбы на Днепре
Войска РФ ночью 6 июня подорвали Каховскую ГЭС, станция разрушена и, как заявили в "Укргидроэнерго", восстановлению не подлежит. В результате подрыва разрушена дамба Каховского водохранилища, Днепр разливается на оба берега, но больше страдает более пологий левый, который сейчас находится под оккупацией.
На подконтрольной Украине территории проводят экстренную эвакуацию, из опасных зон вывезли уже 1,7 тыс. человек, эвакуация проводится под обстрелами войск РФ, рассказали в Херсонской областной военной администрации. На подконтрольной оккупантам территории эвакуация провалена, сообщил президент Украины Владимир Зеленский. Известно, что в Олешках люди ночевали на крышах домов и захватчики не дают им покинуть подтопленную территорию, а в Новой Каховке есть пропавшие без вести.
Подрыв гидротехнических сооружений с военной целью – не новое слово в военном деле. Вероятно, наиболее известный случай произошел в 1941 году, когда советская армия подорвала часть ДнепроГЭС, чтобы остановить наступление немецких войск, но не предупредила об этом гражданское население. Это привело к массовым жертвам среди гражданских (запорожский историк Владимир Лиников говорил "Радіо Свобода", что точное число погибших установить невозможно, но "наиболее близка к правде" цифра в 3 тыс. жертв), а нацистские войска от этого, по мнению историков, не пострадали.
Приказ о подрыве ДнепроГЭС принимали в Кремле – на заседании ставки верховного главнокомандования СССР, говорится в документальном фильме "Уровень секретности 18", который в 2011 году снял канал "1+1".
Решение о подрыве Каховской ГЭС тоже принималось в Кремле – президентом страны-агрессора Владимиром Путиным, говорит секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов.
"Команда на этот террористический акт давалась из Кремля, из кабинета Путина. На других уровнях такие указания не отдаются. Это не уровень батальона, дивизии, это не уровень даже ситуации, связанной с Шойгу", – заявил он в эфире "Радіо Свобода" 7 июня. Приказ, по предварительной информации, выполнила 205-я мотострелковая бригада вооруженных сил России.
Это не первое гидротехническое сооружение, которое подверглось атаке РФ за время полномасштабной войны: в сентябре прошлого года они нанесли ракетные удары по дамбе Карачуновского водохранилища (на реке Ингулец в Днепропетровской области), в результате несколько районов Кривого Рога остались без воды, а из-за подтопления была объявлена эвакуация жителей в двух районах. В том же месяце обстрелу подверглась Печенежская дамба на Северском Донце в Харьковской области, произошел неконтролируемый сброс воды.
В сентябре 2022 года после обстрелов Россией дамбы Карачуновского водохранилища были подтоплены дома в двух районах кривого Рога. Фото: radiosvoboda.org
Все эти нападения являются нарушением Женевских конвенций о защите жертв международных вооруженных конфликтов, принятых в 1949 году, в частности дополнительного протокола к ним, утвержденного в 1977 году, в котором запрещены любые преднамеренные атаки на гидротехнические сооружения.
"Установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции – не должны становиться объектами нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжкие потери среди гражданского населения", – говорится в протоколе.
РФ, подорвав Каховскую ГЭС, совершила военное преступление, подчеркнули в Генеральном штабе Вооруженных сил Украины. Это самое большое преступление экоцида, и не только за время этой войны, а за десятки лет, считает Зеленский.
Для чего РФ подорвала дамбу?
По оценке Генерального штаба ВСУ, цель подрыва Каховской ГЭС – остановить продвижение сил обороны Украины. Данилов в эфире национального телемарафона высказал мнение, что РФ хочет помешать украинскому контрнаступлению и деоккупации территории Украины.
"Нет возможности у россиян захватить нас военным путем. Это не секрет, что в ближайшее время может начаться контрнаступление наших Вооруженных сил. Чтобы предотвратить в этом направлении контрнаступление, они совершили такой теракт", – заявил Данилов.
Затопление территорий – отработанный прием оборонных действий армии РФ, рассказал "ВВС News Україна" руководитель военных программ Центра глобалистики "Стратегия ХХІ", военный моряк в отставке Павел Лакийчук. Такой маневр они, в частности, отрабатывали во время учений в Крыму, рассказал Лакийчук.
По легенде учений, десант войск НАТО высаживался возле Евпатории и Феодосии и подтопление территорий якобы должно было их задержать, отметил эксперт.
"Одной из главных оборонных мер тогда считался подрыв двух крымских водохранилищ. Когда вода и главное – грязь – не просто усложнят продвижение противника, а сделают его невозможным на несколько месяцев", – сказал он.
Лакийчук уверен, что такой же логикой руководствовалось командование РФ и при подрыве Каховской ГЭС.
Каховская ГЭС до взрыва, спутниковый снимок сделан 5 июня. Фото: ЕРА
Для РФ важнее удержать захваченные территории на юге, чем на востоке, считает экс-глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж.
"[Оккупанты] боятся, что Крым, если мы обрубим сухопутный коридор и отправим на свидание с крейсером "Москва" Крымский мост, станет для оккупантов ловушкой. Оценивая такие угрозы, россияне и пошли на уничтожение Каховской ГЭС. Да, они понастроили в Крыму и на материковой части захваченного украинского юга разного рода укрепления. Но, похоже, понимают, что те неэффективны против новейшего вооружения, полученного ВСУ. Против тактики не лобовых атак, а проведения диверсионных, специальных операций. Ударов с неожиданных сторон. Территории громадные, поле для маневра – есть", – заявил он в интервью "Телеграфу".
Бывший заместитель начальника штаба Военно-морских сил Украины Андрей Рыженко пояснил, что затопление побережья Днепра не позволяет переместить значительные силы украинской армии из-за широкого водного препятствия.
Подрыв дамбы "создаст препятствия" для наступательных действий Вооруженных сил Украины, говорил CNN 6 июня советник главы Офиса президента Михаил Подоляк.
"Наступление ВСУ на херсонском направлении по меньшей мере до осени теперь невозможно", – считает Лакийчук.
Что будет с югом и насколько серьезно ситуация повлияет на наступление ВСУ?
Украинский военный эксперт, полковник запаса Роман Свитан в комментарии "Радіо Свобода" высказал мнение, что российское военно-политическое руководство выбрало подрыв станции как "меньшее зло" для страны-оккупанта.
"Они выбирали: либо взорвать станцию, затопить левый берег и потерять те рубежи обороны на левом берегу, которые они отрыли, потерять левый берег на несколько недель, и второе зло – возможное форсирование Днепра украинскими войсками в районе Херсона, южнее Херсона и выход на Армянск в сторону Крыма. И вот они выбрали, с их точки зрения, меньшее зло: подорвали станцию. [...] С военной точки зрения они отложили возможность нашего форсирования Днепра где-то на две недели. Через две недели вода сойдет, можно будет продолжить операцию, если она будет еще актуальна", – сказал он.
Свитан допускает, что Генштаб ВСУ после подрыва Россией Каховской ГЭС мог принять решение пойти по плану Б: "Всегда разрабатывается несколько планов, есть план без подрыва станции, есть план на случай, если россияне подорвут станцию".
"То, что для россиян является меньшим злом подтопление их же оборудования на левом берегу, говорит о том, что у них не хватает сил и средств противостоять нашему наступлению, в том числе из-под Херсона, и у них не хватает сил и средств сейчас удержать украинские части в районах запорожского, донецкого и луганского фронтов", – подчеркнул эксперт.
Новая Каховка в первой половине дня 6 июня. Скриншот: Андрей Алексеенко / Telegram
По информации Свитана, оккупанты затопили первую и вторую линии укреплений на левом берегу и как минимум подтопили третью линию.
"То есть у них и третья линия обороны будет в нерабочем состоянии, но она им не нужна: сам Днепр, вода Каховского водохранилища разольется на километры, их невозможно будет форсировать ближайшие пару недель, именно они и обеспечат россиянам прикрытие со стороны херсонского направления как минимум на две недели. Вот именно это "меньшее зло" они и выбрали. Вопрос: для чего они будут использовать то, что они оттянули как минимум на две недели наше предполагаемое планируемое форсирование Днепра и выход на Крым? Они могут использовать эти две недели и для организации управляемого отхода российских войск с занимаемых рубежей и уменьшения ширины фронта, увеличения плотности войск на запорожском, донецком направлении – то есть могут просто перебросить войска на эти две недели на эти фронта как раз для пополнения тех потерь или увеличения плотности войск", – добавил он.
Свитан связывает с началом контрнаступательной операции Украины решение РФ подорвать дамбу.
"Так и есть, несколько дней идет уже горячая фаза наступления на востоке запорожского фронта, на донецком, луганском фронте. Скорее всего, должна была развиться эта горячая фаза и на херсонском направлении. Почему это послужило триггером для принятия решения на взрыв дамбы и отсечения херсонского направления? Россиян не хватает противостоять нашим войскам, поэтому приняли именно такое решение. С военной точки зрения оно может быть логично на данном этапе, но оно просто перевело в другой режим разворачивающиеся операции [сил обороны Украины] по уничтожению российской армии", – пояснил Свитан.
Редактор The Independent Ким Сенгупта в статье, вышедшей вечером 6 июня, написал, что подрыв ГЭС повлияет на украинское наступление, в частности – на возможности перемещать бронетехнику и тяжелое оборудование по маршрутам, которые сейчас затоплены. Он считает, что украинское командование может пересмотреть тактические планы, и пишет, что украинское наступление на херсонском направлении прорыв дамбы замедлит.
По мнению Свитана, альтернативный план украинского командования на случай подрыва Каховской ГЭС не предусматривает наступления на херсонском направлении, но предусматривает интенсификацию боевых действий "на трех остальных фронтах – на запорожском, донецком и луганском".
Сенгупта, ссылаясь на источники среди западных силовиков, написал, что до подрыва дамбы планировалась высадка украинского десанта на островах ниже Каховской ГЭС, и подчеркнул: у Киева есть "достаточно возможностей для продолжения наступления, с корректировкой".
По мнению служащего в ВСУ главы правления Киевской школы государственного управления имени Сергея Нижнего Виктора Андрусива, вариант с высадкой водного десанта на этом направлении был очень рискованным и без подрыва ГЭС.
"Но когда спадет вода, то наоборот, перспектива десанта будет иметь хорошие шансы, поскольку систему обороны орков смыло", – отметил Андрусив.
Офицер ВСУ, работающий на херсонском направлении, рассказал "ВВС News Україна", что ситуация с украинскими позициями на островах в дельте Днепра очень сложная: вода быстро прибывает и затапливает территорию.
"На островах уже утром по колено воды было. Экстренно эвакуировали наши группы, которые месяцами там закреплялись", – добавил собеседник СМИ.
Фото: Командування Сил спеціальних операцій ЗС України / Facebook (архив)
Кому больше навредит подрыв ГЭС?
Собеседники "ВВС News Україна" среди военнослужащих, которые работают непосредственно "на земле", уверены: в военном плане ситуация больше вредит Украине.
По оценке Свитана, кардинально на ситуацию на фронте подрыв ГЭС не повлияет.
"Это только время дает, определенную фору для того, чтобы россияне могли принять решение, как им дальше двигаться: либо уходить с херсонского направления, но тогда придется уходить и с запорожского направления в том числе, либо как-то попытаться (если их планы по сдерживанию нашего наступления будут успешны) потом вернуться – по крайней мере через две недели – на определенные позиции на левом берегу. Но это не снимет наших планов по форсированию Днепра и выходу в сторону Крыма. Поэтому у россиян сейчас будет такая вилка в принятии решений. Они на одну вилку уже напоролись: приняли все-таки решение подрывать станцию, переведя в режим Б украинское наступление. Но и вторая вилка: теперь им придется принимать решение, что делать с российскими частями на херсонском направлении – возвращаться обратно или все-таки уходить", – сказал он.
Если войска страны-агрессора будут возвращаться на территории, которые сейчас затоплены, "идти за водой", то они там уже не смогут оборудовать укрепления, какие были до взрыва ГЭС и затопления, считает Свитан.
"Они их не смогут ни восстановить, ни закопаться [заново], потому что грунтовые воды будут очень высоко еще стоять и очень долго, до конца лета, скорее всего, после такого сброса воды, то есть они уже не смогут закопаться на левом берегу. Поэтому у них вилка сейчас по принятию решений: уходить или пытаться как-то зацепиться. Ну это будет зависеть от развития ситуации уже и от наших планов в том числе по движению в районе херсонского направления: либо мы будем перебрасывать сейчас войска на запорожское направлении и дальше там двигаться, либо подождем сброса воды и продолжим наше движение и форсирование Днепра уже после сброса воды через пару недель", – добавил он.
Маломуж тоже говорит, что "глобально" подрыв ГЭС не остановит украинскую армию.
"В тактическом плане – да, создаются определенные проблемы для наступления. Хоть мы имеем и секторы суши, где можем продвигаться. И возможность форсировать Днепр в определенных местах. [...] На несколько дней россияне, возможно, процесс нашего наступления затормозили. Но глобально ничего не меняется. Мы готовы к таким действиям, вода постепенно спадет. Восстановится возможность наступления в других секторах. Так что существенно страна-агрессор ничего не изменила. Лишь в очередной раз подтвердила миру, что она – еще и страна-террорист", – подчеркнул он.
Разлив Днепра на левом берегу может уменьшить угрозу артиллерийских обстрелов Херсона, предполагали в оперативном командовании "Юг". Как сказала глава объединенного координационного пресс-центра сил обороны Украины "Юг" Наталья Гуменюк, из-за высокой воды на левом берегу оккупанты отошли на расстояние от 5 до 15 км, но не прекратили обстрелы правого берега.
Затопление в Херсоне. Фото: ЕРА
Подрыв Россией дамбы "показывает, насколько провалился первоначальный план Путина по вторжению в Украину", подчеркивает Сенгупта. Он отметил, что в начале полномасштабной войны РФ ограничивала атаки на критическую инфраструктуру, поскольку, "как показали утечки из Москвы и перехваченные сообщения, они считали, что вскоре будут управлять страной".
Журналист обратил внимание, что в последние месяцы ситуация изменилась – и подрыв Каховской ГЭС стал "кульминацией" многочисленных атак на объекты энергетической инфраструктуры. По мнению редактора The Independent, это "действия безжалостные, но и отчаянные, отражающие изменение хода войны".
По словам командующего Объединенными силами ВСУ генерал-лейтенанта Сергея Наева, украинское командование заранее просчитывало возможные действия врага, в том числе – по подрыву Каховской ГЭС. Он заверил, что эти действия оккупантов "не должны навредить нашему наступлению в тех направлениях, где может быть разлив воды".
Зеленский 6 июня по итогам заседания ставки верховного главнокомандующего сообщил, что подрыв дамбы не повлиял на способность Украины деоккупировать собственные территории.
Сейчас, согласно данным Минобороны, эпицентром боевых действий остается восток Украины, в районе Бахмута силы обороны продвинулись на расстояние от 200 до 1100 метров.
"Враг на этом направлении перешел к обороне, пытаясь удержать занимаемые позиции. Враг стягивает свои резервы на это направление с глубины для защиты", – проинформировала замминистра обороны Украины Анна Маляр. В вечерней сводке Генштаба ВСУ указано, что также оккупанты продолжают обороняться на херсонском и запорожском направлениях, попытки наступать на авдеевском, марьинском, лиманском направлениях провалились.