Зайдя в освобожденный город, правоохранители начали фиксировать факты военных преступлений оккупантов.
Советник министра внутренних дел Антон Геращенко (он сам родом из Изюма) рассказал, что люди в городе умирали не только от ранений, полученных во время обстрелов, не только от пыток, но и от холода, голода и нехватки лекарств.
"Мы начинаем следствие в отношении того, сколько людей было убито во время штурма россиянами Изюма, сколько людей погибло от невзгод, голода, от ранений, которые нанесли оккупанты. Россияне находятся в 15–20 километрах от этого города, но они сюда больше не вернутся", – сказал Геращенко.
Изюмчане рассказали правоохранителям, что практически каждая семья в городе потеряла родных и близких. Оккупанты неделями запрещали местным жителям выходить на улицу, пытали, унижали их.
"Во время одного из обстрелов погиб отец [местного жителя] Александра Шевченко. Мужчина четыре дня не мог похоронить близкого человека, потому что возле дома стояли военные. Все это время тело умершего лежало на улице, а в доме дрожала от страха пожилая мать. Как только солдаты отошли, отца удалось похоронить. В тот день погибли шестеро местных", – рассказали в полиции.
Изюмчане пересказывали правоохранителям, как российские оккупанты воровали ковры и все, что считали ценным.
"Они постоянно нам говорили: "Ну вы хорошо живете! У вас туалеты есть в домах", – вспомнила изюмчанка Любовь Шамрай, которая в 2014 году возглавляла Изюмскую райгосадминистрацию.
Женщина рассказала, что солдаты армии РФ, отступая из города в день освобождения Изюма украинскими защитниками, не предупредили об этом боевиков "ЛНР".
"Я пряталась в соседском доме, а за мной на блокпосту были эти луганские солдаты. И я уже слышу, что освобождение наступает, а они все сидят водку пьют. Они каждое утро ходили за водкой, покупали и пили. Россияне ненавидели "луганских" и "донецких". [...] Они им даже не сказали, что отходят. Так они бросили свою одежду, минометы, боеприпасы, калаши, переоделись в нашу гражданскую одежду и сбежали", – рассказала Шамрай.
Сейчас правоохранители и бойцы ГСЧС зачищают освобожденные территории от взрывоопасных предметов, разминируют места активных боевых действий и дислокации российских военных.
"Полицейские проводят стабилизационные мероприятия по восстановлению правопорядка на деоккупированных территориях", – отметили в ГУНП.