"Мы понимаем, что так затягивать мы не будем, и будем начинать еще до того, как у нас появятся F-16 или что-то еще. Успокаивать Россию тем, что нам нужно несколько месяцев, чтобы учиться на самолетах, и только потом мы начнем – нет, так не будет. Мы начнем и будем идти вперед, но параллельно, я считаю, что это [получение боевой авиации от союзников] очень нужно", – сказал глава государства.
В то же время он отметил, что передача Украине современных истребителей существенно помогла бы ВСУ.
"Нам будет гораздо сложнее, мы будем терять больше людей. Это может тормозить соответствующие процессы деоккупации нашего государства", – подчеркнул Зеленский.
Он также добавил, что уже сейчас есть страны, которые хотят передать Украине F-16 и другую боевую авиацию, однако для этого нужна политическая воля.
Контекст
Украина призывает союзников предоставить ей боевые самолеты западного типа с начала полномасштабной войны, обсуждение вопроса в публичной плоскости активизировалось в последние месяцы. 20 января Зеленский обратился к участникам восьмого "Рамштайна" с призывом дать Украине истребители F-16 и дальнобойные ракеты. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба 23 января заявил, что вопрос передачи Украине боевых самолетов "сдвинулся с мертвой точки".
В конце марта глава Пентагона Ллойд Остин допустил передачу Украине истребителей F-16, но не на текущем этапе войны. При нынешней ситуации на фронте самолеты F-16 не изменят ситуацию на фронте в пользу Украины, считает он. Остин добавил, что подготовка к передаче ВСУ американских истребителей F-16 может занять примерно 18 месяцев.
Глава Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли, комментируя вопрос об истребителях F-16 для Украины, отметил 21 апреля, что США делают ставку на мощные системы ПВО/ПРО, чтобы предотвратить воздушные атаки со стороны России.
Западные партнеры в будущем согласятся предоставить Украине боевую авиацию, уверен министр обороны Украины Алексей Резников. "Ключевой игрок здесь все равно США, а они очень прагматичны, они считают деньги. И это нормально, это жизнеспособно... Когда будет подсчитано, кто сколько готов дать и поддерживать на должном уровне, тогда решение будет принято", – пояснил министр в опубликованном 27 апреля интервью "РБК-Украина".