"Сейчас главное событие второй половины года (подчеркиваю: главное событие второй половины года), помимо нобелевского награждения [российского журналиста Дмитрия] Муратова, помимо четвертой волны эпидемии, – все-таки это публикация пыточных архивов. Вот эти все швабры. И швабра стала таким визуальным символом России", – сказал он.
Писатель отметил, что слово "чистка", которое могло бы ассоциироваться со "шваброй", – "тоже навеки скомпрометировано".
"Мы представляем себе при этом слове не чистку одежды, не чистку картофеля, а чистку рядов. Прореживание. Но если называть вещи своими именами, то символом опричнины была метла, а символом путинской власти стала швабра. Но не потому, что это власть опричнины, а потому, что с этой шваброй известно что делают. И как бы мы ни смотрели сегодня на Россию, вот слушаешь иного пропагандиста и чувствуешь, что у него там сзади швабра, что он на эту швабру насажен, как бибабо, и что им через эту швабру манипулируют. Его направляют этой шваброй. Смотришь на страдания народные и понимаешь, что народ страдает именно от этого: ему довольно глубоко загнали эту швабру", – объяснил Быков.
По его словам, в России "постоянно происходит одно – сцена из "Хрусталев, машину", которая еще так страшно повторяется в замечательном фильме Лозницы "Кроткая".
"Сцена изнасилования, причем изнасилования квачом или палкой, которая имитирует государственную вертикаль. Смотришь на государственную вертикаль, а видишь швабру. Это страшное дело. Но, понимаете, ведь жизнь тогда становится невыносимой, когда у нее появляется визуальный символ. Когда колючая проволока становится главным символом государства. Я надеюсь, что я не оскорблю ничьих чувств, если скажу, что главный символ политики и культуры 2021 года – это швабра. Ужасно, да, но уже ничего не поделаешь — уже визуализировано", – считает Быков.