Коллегия судей решила: доказательств, что именно Кочнер заказал преступление, недостаточно. При этом судьи подчеркнули, что оправдательный приговор – это "не решение о невиновности", но презумпция невиновности "обязывает государство нести бремя доказывания", а достаточных доказательств вины бизнесмена собрано не было.
Суд пришел к выводу, что убийство Куцяка заказала и спланировала сообщница Кочнера Алена Жужова. Ее приговорили к 25 годам лишения свободы.
Суд охарактеризовал Жужову как женщину, которая зависела от Кочнера не только в финансовом, но и в эмоциональном плане, она якобы хотела избавить бизнесмена от проблем (Куцяк посвящал ему свои расследования). При этом журналисты SME отметили, что суд не указал, откуда у Жужовой, которая, по данным следствия, "жила только на то, что ей дал Кочнер", €50 тыс., которые она заплатила за убийство Куцяка.
Алена Жужова (в центре) во время одного из судебных заседаний в 2019 году. Фото: EPA
Прокуроры требовали для Кочнера и Жужовой пожизненного заключения. Судьи объяснили, что вынесли более мягкий приговор, поскольку психологическая экспертиза показала, что исправление Жужовой возможно, "даже если вероятность мала".
Семьи Куцяка и его невесты Мартины Кушнировой намерены обжаловать приговор в Верховном суде.
Родители журналиста сказали, что приговор "застал их врасплох".
Президент Словакии Зузана Чапутова заявила в Facebook, что разочарована и удивлена решением суда. Глава государства подчеркнула, что тем менее даже при таких "неожиданных приговорах" важно уважать решение суда и важно дождаться вердикта высшей инстанции.
"Мы не можем стереть из этого мира коррупцию, преступность и зло, но мы можем построить государство, которое может за них наказывать. Не будем терять веру, даже если сейчас это сложно", – написала президент.
Кочнер был во второй раз оправдан по этому делу. В сентябре 2020 года Специализированный уголовный суд в Пезинке вынес оправдательный приговор и Кочнеру, и Жужовой, но Верховный суд отменил его и направил дело на повторное рассмотрение, которое завершилось вчера.
Издание Euractiv назвало Кочнера "мультимиллионером". Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) отметил, что Кочнер был "неотъемлемой частью словацкой элиты", вел публичный образ жизни, часто появлялся на страницах таблоидов и в телевизионных эфирах. Но непублично он был "погружен в мир организованной преступности", и Куцяк вместе с изданием Aktuality.sk собирал доказательства этому.
На предыдущих стадиях судебного разбирательства Кочнер отрицал свою причастность к преступлению.
"Я не святой, но и не убийца. Я, конечно, не дурак, который не понимает, к чему приведет убийство журналиста", – сказал он присяжным в 2020 году.