Медведчук помог России забрать месторождение в Крыму на 38 млрд грн – СБУ и Офис генпрокурора
Венедиктова отметила, что Медведчуку и нардепу от ОПЗЖ Тарасу Козаку объявлены подозрения в государственной измене и покушении на разграбление национальных ресурсов в Крыму по трем эпизодам.
Первый из них относится к разграблению ресурсов. По данным Венедиктовой, полезные ископаемые, оставшиеся в аннексированном Крыму, эксперты оценивают почти в 2 трлн грн.
В частности, ресурсы нефтегазового месторождения "Глубокая" в исключительной экономической зоне Украины, если перевести их в денежный эквивалент, составляют больше 38 млрд грн, не считая денег, потраченных на разведывательные работы, которые велись на этом участке с 2002 года.
Разрешение на использование этого месторождения было у зарегистрированного в Киеве товарищества "Новые проекты", которое следствие считает аффилированным с Медведчуком.
"В 2015 году наши подозреваемые фактически взяли и передали оккупантам всю материальную и документальную базу этого месторождения... У Медведчука были эксклюзивные данные и документы по месторождению, на получение которых оккупанту понадобились бы годы, фактически с марта 2015 года начался абсолютно незаконный процесс передачи этих данных оккупационной власти", – заявила Венедиктова.
Она отметила, что Медведчук привлек к процессу Козака, который, по данным следствия, фактически является его подчиненным.
На брифинге была продемонстрирована аудиозапись 2015 года, позднее опубликованная СБУ в YouTube, телефонного разговора между Медведчуком и заместителем правительства Российской Федерации, с которым у Медведчука были, по словам Венедиктовой, "дружеские отношения". Фамилии чиновника не назвали, но голос похож на Дмитрия Козака, который в то время занимал эту должность.
В разговоре собеседники обсуждают перерегистрацию "Новых проектов" в Крыму. "Там лицензия с 12-го года, за которую я воевал с [тогдашним президентом Украины Виктором] Януковичем... Я сейчас создаю новое юрлицо по России и передаю это имущество с Украины туда", – говорил в разговоре Медведчук.
"Поясню, о чем речь: после аннексии полуострова оккупанты начали некую "национализацию" предприятий, ресурсов и прочего имущества. Стартовал процесс незаконной перерегистрации юридических лиц. И украинские политики приобщаются к разработке месторождения на оккупированной территории и фактически помогают государству-агрессору, которое это месторождение и забрало", – рассказал председатель Баканов.
Как пояснил глава СБУ, цель перерегистрации заключалась в том, чтобы оплачивать налоги не на территории Украины, а в РФ.
"Схематоз заключался еще и в том, что некоторые предприятия, которые были зарегистрированы не в Крыму, а в материковой Украине, в Киеве в нашем случае, перерегистрировались благодаря новому российскому закону на оккупированную территорию. Первопроходцем схемы оказалась компания, которая, по нашему мнению, аффилирована с Медведчуком", – сказал Баканов.
В частности, отметила Венедиктова, Медведчук получил от так называемого "арбитражного суда" Крыма определение, согласно которому на момент оккупации предприятие уже было зарегистрировано в Крыму.
Контекст:
11 мая Венедиктова подписала Медведчуку и Козаку подозрения в государственной измене и покушении на разграбление национальных ресурсов. СМИ сообщили, что в доме Медведчука в Киеве СБУ проводит обыски.
Венедиктова подчеркнула, что политики в деле нет, речь идет только об уголовных преступлениях. В деле три эпизода, второй из них касается передачи спецслужбам РФ государственной тайны об украинских войсках, третий – вербовки украинцев для распространения российской пропаганды.
2 февраля президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение СНБО о применении санкций против Козака и принадлежащих ему телеканалов "112 Украина", ZIK и NewsOne. Провайдеры сразу же начали блокировать телеканалы.
19 февраля 2021 года Совет нацбезопасности и обороны Украины решил ввести санкции против 19 юридических лиц и восьми физлиц: пяти граждан России (по данным СМИ, это менеджеры активов семьи Медведчука) и трех украинцев – самого Медведчука, его жены Оксаны Марченко и Натальи Лавренюк, которую СМИ называли гражданской женой Козака.
Ограничения решили применить к этим лицам на основании расследования СБУ по статье о финансировании терроризма.