''Мы планировали приехать в Лондон и оторваться''. Что рассказали подозреваемые в отравлении Скрипаля и как отреагировал мир
Подозреваемые в покушении на бывшего разведчика Сергея Скрипаля и его дочь Юлию, предполагаемые сотрудники российской разведки Александр Петров и Руслан Боширов дали интервью телеканалу Russia Today. Они утверждают, что в марте 2018 года собирались "оторваться в Лондоне" и заодно посмотреть на "знаменитый во всем мире собор" и поселение Old Sarum в Солсбери. Они почти ничего не рассказали о себе и отказались говорить о своих отношениях. "ГОРДОН" рассказывает, в чем заключается позиция Петрова и Боширова, какие неточности они допустили и как на их слова отреагировали в России и Великобритании.
Отравление и расследование
Бывшего российского разведчика Сергея Скрипаля и его дочь Юлию отравили в марте 2018 года в британском Солсбери. По версии британских властей, при покушении использовался нервно-паралитический агент "Новичок", разработанный в России. Лондон обвинял РФ в проведении химической атаки и инициировал расширение санкций. Москва с первых дней отрицала свою причастность к этому инциденту.
В результате покушения Скрипали выжили. В апреле Юлию выписали из больницы Солсбери, в мае был выписан и ее отец.
Новые подробности расследования стали известны в начале сентября. Британская прокуратура сообщила, что идентифицировала двух подозреваемых в нападении на Скрипалей. Это граждане России Александр Петров и Руслан Боширов. По данным СМИ, это вымышленные имена, но британской разведке известны и настоящие.
Им инкриминируют заговор с целью убийства, попытку убийства, причинение тяжких телесных повреждений и использование "Новичка" вопреки закону о химическом оружии. Дело начал рассматривать британский суд.
5 сентября премьер Британии Тереза Мэй заявила в парламенте, что Петров и Боширов являются офицерами российской разведки (Главного управления Генштаба вооруженных сил РФ, которое обычно обозначают устаревшей аббревиатурой ГРУ). По словам Мэй, операция в Солсбери "наверняка была одобрена на высшем уровне российского государства".
В тот же день Скотланд-Ярд опубликовал фотографии с Петровым и Бошировым из Лондона и Солсбери, описал их маршрут и время пребывания в Великобритании. По данным британской полиции, Петров и Боширов прибыли в Лондон рейсом из Москвы 2 марта. На следующий день они на поезде съездили в Солсбери на разведку (преодолев 140 км) и вернулись в Лондон. 4 марта подозреваемые снова отправились в Солсбери, где нанесли вещество "Новичок" на дверь дома Скрипаля. В этот же день они приехали в Лондон и сразу же вылетели в Москву. Следователи также нашли следы "Новичка" в номере отеля, где жили россияне.
Россия продолжала отрицать причастность к покушению как на уровне министерства иностранных дел, так и в Совете Безопасности ООН. Постпред РФ в ООН Сергей Небензя сравнивал подозреваемых с "неуловимым Джо". "Неуловимый он не потому, что его не могут поймать, а потому, что он никому не нужен и его даже никто не собирается искать. У меня складывается стойкое впечатление, что нам представили двух таких "неуловимых Джо", которые якобы действовали по указке из Москвы", – сказал Небензя.
12 сентября президент РФ Владимир Путин во время пленарной сессии на Восточном экономическом форуме во Владивостоке заявил, что в Кремле нашли подозреваемых в покушении и знают, "кто они такие". Президент РФ подчеркнул, что это "гражданские лица", и попросил их "прийти куда-нибудь в средства массовой информации". На следующий день, 13 сентября, вышло эксклюзивное интервью Петрова и Боширова, которое они дали главному редактору телеканала Russia Today Маргарите Симоньян.
Интервью Russia Today
Петров и Боширов заявили, что это их настоящие фамилии, а не псевдонимы. На вопрос, почему они выглядят очень напряженными, ответили: "А как бы вы выглядели, когда вашу жизнь перевернули с ног на голову, просто одним днем сломали?"
По словам Петрова, друзья давно им советовали "посетить этот прекрасный город". Боширов добавил, что Солсбери – "туристический город", в котором расположен "Солсберецкий собор (правильное название собора – Солсберийский. – "ГОРДОН"), знаменитый не только во всей Европе, но и в мире".
Британия заявляла, что россияне получили визы как бизнесмены, но Петров и Боширов утверждают, что это не была бизнес-поездка. Изначально они планировали "приехать в Лондон и оторваться", заехав в Солсбери на один день.
3 марта россияне прибыли в Солсбери на электричке из Лондона, однако пробыли там максимум час: из-за мощного снегопада "невозможно было никуда пройти", Петров и Боширов "вымокли по колено" и вернулись в Лондон. На следующий день они вновь приехали в Солсбери.
"Решили завершить это дело 4 числа", – сказал Петров.
"Завершить это дело" – это какое дело?" – уточнила ведущая.
"Посмотреть этот знаменитый собор. Сходить на Old Sarum", – ответил Боширов.
Комментируя информацию британских правоохранителей о поддельном флаконе духов Nina Ricci, с помощью которого сотрудники ГРУ нанесли "Новичок" на дверную ручку в доме Скрипаля, Боширов заявил: "Нормальным мужикам возить с собой женские духи – это не глупо?"
Сотрудничество с российской разведкой они опровергли.
"Вы работаете в ГРУ?" – спросила Симоньян.
"А вы работаете в ГРУ?" – спросил в ответ Боширов
"Нет", – ответила ведущая.
"И я – нет", – сказал Боширов.
"И я – нет", – добавил Петров.
Говоря о своем трудоустройстве, Петров и Боширов сообщили, что занимаются бизнесом в фитнес-индустрии: "витамины, микроэлементы, протеины, гейнеры и так далее". В конце интервью россияне выразили надежду, что "когда-нибудь отравителей найдут", а перед ними извинятся англичане.
Отдельное внимание во время интервью уделялось вопросам на тему отношений Петрова и Боширова. Симоньян отметила, что двое россиян "на всех видео показаны вместе", "жили вместе", "ходили везде вместе", и спросила, что их объединяет. "Давайте не будем лезть в частную и личную жизнь. Мы пришли сюда к вам за защитой, получается какой-то допрос", – ответил Боширов.
Спустя несколько минут он еще раз вернулся к этой теме. Симоньян попросила прокомментировать информацию о том, что за последние пару лет они десятки раз были в Европе. Боширов ответил: "Да британцы много чего утверждают... Что мы жили в номере, который показывают, c одноместной кроватью. А то, что соседние номера двухместные, трехместные... И это нормально для туриста – приехать, заселиться в одном номере двухместном и жить. Экономия денег и просто быт. Жить вместе – это веселее, проще, это нормально для любого нормального человека".
После публикации интервью Симоньян репостила в своем Telegram посты других пользователей о Петрове и Боширове – в частности, об их сексуальной ориентации. И оставила свой комментарий: "Ребята, я не знаю, геи они или не геи. Модненькие такие, насколько я могу судить, – с бородками, стрижечками, узкими брючками, свитерок обтягивает нехилые бицепсы. Ко мне не приставали. Впрочем, я уже вышла из приставабельного возраста", – добавила она.
Реакция на интервью
В министерстве иностранных дел Великобритании комментарии Петрова и Боширова назвали "примером запутывания и лжи со стороны России". Представитель МИД Британии в комментарии "РИА Новости" подчеркнул, что эти люди являются офицерами ГРУ, которые использовали "чрезвычайно токсичное незаконное химоружие на улицах нашей страны".
Издание "Медуза" написало, что после интервью RT вопросов к Петрову и Боширову стало еще больше, чем было. В частности, они так и не показали снимки из собора, который якобы посетили и фотографировали, ничего не рассказали о своей биографии и личной жизни, а также соврали об ужасной погоде в Солсбери: 3 марта в городе без проблем гуляли туристы, в том числе и вокруг собора.
"Сноб" опубликовал фактчек по интервью, в котором выделил четыре фактические ошибки, озвученные россиянами в интервью. Во-первых, в Солсбери в тот день не было ни снегопада, ни ливня. Во-вторых, описывая туристические достопримечательности Солсбери или преимущества Женевы для путешественника Боширов допустил сразу несколько ошибок: Солсберецкий собор вместо Солсберийского, Монбланк вместо Монблана. В-третьих, 6 сентября в комментарии RT Петров утверждал, что работает в томском филиале фармацевтической компании, а теперь называет себя бизнесменом. В-четвертых, в том же комментарии RT он заявил, что не может поехать "не то что в Лондон, а даже до Алтая", а теперь подтвердил регулярные поездки в Европу.
Комментарий Петрова от 6 сентября телеканал Russia Today публиковал только в текстовом виде, поэтому не исключено, что эти слова принадлежат другому человеку – например, однофамильцу. Эту версию косвенно подтверждала сама Симоньян в Telegram: "Наша редакция искала их так же, как все остальные профессиональные редакции: по соцсетям, источникам и пр. Даже нашли парочку, да не тех. В итоге настоящие (насколько это можно проверить) Петров и Боширов позвонили мне сами. На мобильный".
В комментарии изданию "ГОРДОН" ветеран внешней разведки, генерал-лейтенант Василий Богдан отметил, что попытки Петрова и Боширова объяснить цель визита в Солсбери не выдерживают никакой критики. "Подозреваемые в отравлении Скрипалей – сотрудники спецслужб. Их выдают характерная риторика, поведение, подача материала. Вообще, российская военная разведка всегда отличалась своей агрессивностью. Тем более это было боевое задание", – уверен Богдан.
В социальных сетях туристическую цель поездки Петрова и Боширова в Солсбери – посмотреть на собор и старинные часы – высмеяли, напомнив о других "популярных" локациях в Британии: отеле Millenium и суши-баре Itsu в Лондоне, где отравили полонием экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, а также Титнесс-Парке неподалеку от дома бизнесмена Бориса Березовского, который был найден мертвым в ванной.