$41.37 €43.94
menu closed
menu open
weather +4 Киев
languages
Павел Барбул
ПАВЕЛ БАРБУЛ

Адвокат, MBA, PhD, экс-директор департамента управления активами "Укроборонпрома"

Все материалы автора
Все материалы автора

Минстратег должен навести порядок в пропитанной коррупцией системе управления оборонно-промышленным комплексом Украины G

4 ноября Верховная Рада Украины приняла решение назначить Павла Рябикина на должность вице-премьер-министра – министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины.

На так называемый Минстратег возлагались большие надежды при его создании, не даром руководитель созданного с ноля министерства получил статус вице-премьер-министра.

Основной задачей было создание упорядоченной вертикально-интегрированной на всех уровнях государственного управления системы управления, в первую очередь оборонно-промышленным комплексом, а также сопутствующими отраслями.

Иными словами, министерство должно было навести порядок в абсолютно разбалансированной, пропитанной коррупцией системе управления оборонно-промышленным комплексом.

Не будем останавливаться на лозунгах и называть стратегические цели, которые до сегодняшнего дня отображены в положении о министерстве.

Перечислим типовые проблемы, которые должны были разрешиться при участии нового министерства, которое получило для этого исключительные полномочия:

  • управление государственными предприятиями ОПК осуществляется государственным концерном "Укроборонпром", Министерством экономики, Министерством обороны, Министерством науки, Государственным космическим агентством и другими субъектами управления. Каждый субъект управления имеет собственное видение развития, собственные требования по показателям эффективности, иногда прямо противоречащим друг другу. Например: задача "Укроборонпрома" – максимизировать прибыль предприятий-производителей, а задача Министерства обороны, которое является основным заказчиком продукции предприятий, – экономия бюджетных средств при закупке вооружения;
  • предприятия – участники "Укроборонпрома" демонстрируют высокие показатели прибыли, но при этом находятся в полном упадке. Во-первых, в ход идут хитрости бухгалтерского учета и предприятия существенно увеличивают показатели прибыли, например, за счет корректировок на амортизацию или искусственного переноса сроков исполнения собственных обязательств. Во-вторых, предприятия лишаются оборотных средств по прямому решению концерна, поскольку сам концерн существует за счет прямых безвозвратных отчислений денежных средств государственными предприятиями. Именно таким образом заработная плата генерального директора концерна к 2020 году выросла до 700 тыс. грн в месяц;
  • предприятия не осуществляют инвестиций в развитие производства и техническое перевооружение. При этом постоянно увеличиваются заработные платы менеджеров государственных предприятий и самого концерна. Дело в том, что органы, уполномоченные утверждать финансовые планы государственных предприятий, имеют прямое право увеличивать вознаграждение директора в зависимости от финансовых результатов на основании нормативно-правовых актов Кабмина по вопросам условий и размера оплаты труда директоров государственных предприятий. В то же время не существует утвержденного на уровне Кабмина порядка использования прибыли предприятия в интересах развития производственной базы. Таким образом, решения об инвестировании части прибыли предприятия в развитие материальной базы просто блокируются на высшем уровне управления государственной собственностью;
  • не существует единого видения направлений развития оборонно-промышленного комплекса. Государственные целевые программы реформирования и развития ОПК не взаимосвязаны с программами развития вооружения и военной техники. В то же время программы развития ОПК хронически недофинансированы, а выбор конкретных направлений их реализации носит абсолютно бессистемный характер;
  • Министерство экономики из года в год допускает все более значительное снижение показателей выполнения государственного оборонного заказа. Несмотря на стратегическое значение такого документа, как основные показатели государственного оборонного заказа на текущий год и два следующих, изменения в этот документ вносятся до 20 раз в каждом году. Иными словами, перечень необходимых товаров в рамках гособоронзаказа меняется каждый месяц. И это притом, что срок изготовления, например, БТР составляет от 12 месяцев;
  • со вступлением в силу закона Украины "Об оборонных закупках" был ликвидирован институт государственного оборонного заказа. На смену ГОЗ пришли планы оборонных закупок. Однако для реализации норм указанного закона необходим большой массив подзаконных нормативно-правовых актов (около 50). Ни один из данных актов не был разработан и принят в течение восьми месяцев до создания Минстратегпрома;
  • выстроенная система государственного экспортного контроля фактически блокировала возможность любого военно-технического сотрудничества с третьими странами. Дело в том, что для получения разрешения на экспорт партии конкретной военной техники или ее комплектующих необходимо получить разрешение таких органов власти, как СБУ, МОУ, ГУР, СВР, ГСЭК, МИД. Наиболее показательным является необходимость получения разрешения МИД. Учитывая тот факт, что предметом рассмотрения является экспорт оружия, невозможна ситуация, в которой все страны мира будут согласны с такой торговой операцией. А если есть несогласные, значит, МИД не может не дать свои возражения против такой операции. Таким образом, Украина, создавая такую сложную многоуровневую систему экспортного контроля, собственными руками душит свой экспортный потенциал.

Почему все проблемы, которые должен был развязать Минстратегпром, указаны в этом тексте в настоящем времени? Потому что ни одна из них не решена на сегодняшний день.

Мы предприняли попытку написать план первоочередных действий нового вице-премьер-министра, следуя которому работу министерства можно вывести на новый качественный уровень.

1. Разработать и утвердить ряд программных документов, подготовка которых была сорвана Минэкономики и Минстратегпромом ранее, а именно:

  • государственная целевая программа реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2021 года;
  • государственная целевая программа создания и освоения производства боеприпасов и продуктов специальной химии;
  • общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа на 2021–2025 годы;
  • общегосударственная целевая научно-техническая программа развития авиастроительной промышленности на 2021–2030 годы.

Выше перечислены уже действующие либо полностью подготовленные государственные программы. В случае надлежащего исполнения данных программ Минстратегпром обязан распределять на исполнение соответствующих мероприятий, предусмотренных программами, более 30 млрд грн в год. И здесь очень показательным является тот факт, что за год существования Минстратегпрома было распределено чуть более 200 млн грн.

Таким образом, работа нового состава руководства Министерства должна обязательно включать:

  • аудит выполнения программ за прошлые периоды;
  • принятие решения о дофинансировании ранее заключенных контрактов, срыв которых произошел по вине руководства Минэкономики до 2021 года и Минстратегпрома уже в 2021 году;
  • принятие решения об ответственности исполнителей государственных контрактов, которые получали до 80% предоплаты на финансирование производства образцов вооружения и военной техники и не исполнили свои обязательства на протяжении более чем трех лет;
  • формализация деятельности службы заказчика Минстратегпрома – государственного предприятия "Украинский центр "Безпека", которое славится уголовными производствами, международными скандалами и отсутствием назначенного директора с 2019 года;
  • отбор исполнителей государственных контрактов, финансируемых в рамках перечисленных программ на будущие периоды;
  • подготовка новых редакций программ в связи с абсолютной бездеятельностью Минэкономики и Минстратегпрома в направлении актуализации задач этих программ.

2. Разработка с ноля государственной целевой программы развития перерабатывающей промышленности материалов, добываемых на территории Украины и используемых для нужд ОПК.

Украина обладает значительными залежами титана, лития, цирконий, урана, бора и другого сырья, широко используемого в самой высокомаржинальной отрасли мировой экономики – производстве оружия.

Наиболее перспективным направлением является переработка титана в Украине, поскольку титан занимает все большую долю в производстве комплектующих к вооружению и военной технике.

В то же время ресурсы титановых руд Украины на сегодняшний день оцениваются в 20% от общемировых.

3. Имплементация норм закона Украины "О государственных закупках".

Поскольку закон является прогрессивным и ставит целью прозрачность и экономическую эффективность в области оборонных закупок, бездействие профильного органа государственной исполнительной власти, ответственного за имплементацию норм закона, может свидетельствовать об ориентированности прежних представителей Минстратегпрома на коррупционные механизмы управления ОПК.

По сути, то, что не сделано прежним руководством, ложится на плечи нового вице-премьер-министра.

Принятие закона воспринималось как прорыв в борьбе с коррупцией в отрасли и достижении наивысшего уровня экономической эффективности в сфере закупок для нужд безопасности и обороны государства.

Несмотря на вступление в силу закона, реформы фактически не произошло.

Система государственного управления в лице Минстратегпрома продемонстрировала свою полную неготовность к изменениям. Фактически стало понятно, что в регулировании государственного оборонного заказа изменился исключительно терминологический аппарат.

А при разработке подзаконной нормативно-правовой базы без внимания оказались самые прорывные положения закона:

  • не утверждена методика формирования нужд государственных заказчиков в товарах, работах и услугах оборонного назначения. Это означает, что перечень запланированного к закупке имущества, как и раньше, определяется по усмотрению конкретных должностных лиц заказчика;
  • не утверждена методика расчета стоимости жизненного цикла продукции оборонного назначения. Таким образом, заказчики продолжают закупать импортное вооружение у крупных производителей и корпораций из-за того, что такие игроки способны к демпингу в расчете на будущие прибыли от дорогостоящего обслуживания продукции;
  • не определен уполномоченный орган государственного регулирования качества. Таким образом, единственным инструментом контроля качества продукции остается "военная приемка".

4. Утверждение порядка корпоратизации государственных предприятий ОПК.

В связи со вступлением в силу закона Украины "Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности" Украина вошла в процесс тотальной реорганизации всех оборонных предприятий.

При этом, судя по действиям руководства концерна "Укроборонпром", который объявил о корпоратизации 61 госпредприятия ОПК в течение месяца после вступления в силу закона, можно утверждать, что плана реализации реформы не существует.

А это значит, что Минстратегпром обязан взять на себя определение порядка и контроль его имплементации:

  • использования избыточного имущества государственных предприятий;
  • критериев принятия решения о ликвидации/реорганизации/корпоратизации государственных унитарных предприятий;
  • назначения представителей Кабмина в комиссиях по преобразованию предприятий;
  • контроля государства за деятельностью наблюдательных советов новообразованных производителей вооружения и военной техники;
  • создания научно-производственных объединений в формате холдингов, объединяющих производителей в рамках одного направления (аэрокосмического, бронетанкового, судостроительного и так далее).

5. Реформа государственного экспортного контроля, а также системы предоставления полномочий на экспорт товаров военного назначения и двойного использования.

В рамках такой реформы необходимо срочно принимать меры по автоматизации экспортного контроля для того, чтобы повысить конкурентность Украины на внешних рынках вооружения.

На сегодняшний день процедура согласования конкретной экспортной операции может занимать от одного до 18 месяцев!

Таким образом, Украина не может быть надежным партнером на рынке вооружения в силу невозможности при заключении контракта предсказать, насколько будут сорваны сроки поставки в связи с непринятием решения компетентными государственными органами.

Только за последние два года показатели экспорта упали в восемь раз по сравнению с 2018 годом.

Исходя из изложенного, необходимо обеспечить объективный, непредвзятый организационный аудит деятельности спеэкспортеров – как государственных, так и частных. По результатам аудита необходимо принять обоснованные решения относительно:

  • нового порядка регулирования деятельности спецэкспортеров;
  • лишения права на экспорт товаров военного назначения тех юридических лиц, которые не демонстрируют позитивных результатов работы или получили подтвержденную негативную репутацию на внешних рынках (например, находятся в черных списках поставщиков конкретных стран).

Таким образом, только в сфере оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества Минстратегпром должен в ближайшее время исправить ошибки прошлого и стать ведущим министерством, комплексно обеспечивающим экономический рост Украины.

Желаем новой команде удачи и несгибаемой воли в борьбе с коррупционными соблазнами.

Источник: "ГОРДОН"

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.