Если в подозрение исполнителям убийства сотрудницы Херсонского горсовета Екатерины Гандзюк не внесут квалификацию "заказное убийство", правоохранители не будут заниматься поиском заказчика этого преступления, сказал в комментарии изданию "ГОРДОН" адвокат Маси Найем.
"Подозрение влияет на сбор доказательной базы – к чему, собственно, привлекать подозреваемых. На основании этого подозрения готовится обвинительный акт в суд. Если в подозрении до сих пор не обозначено, что это заказное преступление, то суд не может вынести соответствующий приговор. Ну, и на этом вообще-то заканчивается все дело. Ведь в таком случае будет просто доказано, что есть преступники, совершившие убийство. Все. Что тут еще расследовать? То есть в подозрении должна быть квалификация – заказное убийство. В уголовном производстве такая квалификация есть, а вот в подозрении исполнителям убийства Гандзюк – нет. И это большая проблема, так как в этом случае вопрос о поиске заказчика вообще не будет подниматься", – подчеркнул адвокат.
Он убежден, что задержанные исполнители и организаторы нападения действовали не по собственной инициативе.
"Правоохранители должны добавить в подозрение, что убийство Гандзюк было заказным. Ну зачем исполнителю обливать ее кислотой, собирать столько людей, что он, с бухты-барахты это сделал? Нет, конечно – кто-то заказал это нападение. Екатерина очень мешала коррупционным схемам. Поэтому кто-то мог получить карт-бланш на противодействие активистам в обмен на победу тех или иных политических сил в регионе. И мы до сих пор не знаем, кто заказчик убийства Гандзюк, ведь в этом могут быть не заинтересованы определенные люди. Понятно, что это дело политическое. Ведь полиция не отдает его СБУ полностью. Возможно, в МВД подозревают, что могут выйти на людей, обещавших определенной политсиле победу на выборах. С другой стороны, если политтехнологи объяснят своим клиентам, что это может поставить точку в их карьере, мы можем увидеть эффективное расследование. Если нет – нам стоит задуматься", – резюмировал Найем.
Гандзюк облили кислотой утром 31 июля возле подъезда ее дома в Херсоне. Она получила химические ожоги более 30% тела, кислота попала на спину, голову, руку, а также в глаз. 1 августа ее доставили в Киев для дальнейшего лечения. Гандзюк перенесла более 10 операций.
По делу Гандзюк были арестованы предполагаемый организатор нападения Сергей Торбин, Владимир Васянович, Вячеслав Вишневский, Виктор Горбунов и Никита Грабчук, который, по версии следствия, облил активистку серной кислотой. Они являются участниками боевых действий на востоке Украины в составе добровольческих формирований. Заказчиков преступления до сих пор не назвали.
26 сентября Гандзюк записала открытое обращение, перечислив факты десятков нападений на активистов, заказчики которых не наказаны.
4 ноября Екатерина Гандзюк умерла. Полиция переквалифицировала уголовное производство, открытое по факту нападения, со статьи "покушение на убийство с особой жестокостью" на статью "умышленное убийство".
Источники агентства УНН, а также издания ZN.UA сообщили, что у Гандзюк оторвался тромб и это стало причиной ее смерти. Официальных результатов экспертизы пока нет, они могут быть известны к 7 ноября, заявил 5 ноября адвокат Маси Найем.
Президент Украины Петр Порошенко, премьер-министр Владимир Гройсман, еврокомиссар Йоханнес Хан, посол США в Украине Мари Йованович призвали правоохранителей расследовать убийство.
5 ноября нардеп от БПП Мустафа Найем сообщил, что несколько народных депутатов Украины потребовали создать временную следственную комиссию для расследования фактов нападений на активистов в 2017–2018 годах, которые перед смертью обнародовала Гандзюк.