"Я всегда говорил, что я пришел менять страну, и это абсолютная правда. И если я понимаю, что по ходу политической жизни я имею быстрые инструменты и оружие, и я устал договариваться с теми или иными, [...] если я должен со всеми договариваться, – меня это, честно говоря, не устраивает. Я совершенно другой человек. Я считаю, что любой человек у нас – свободен, несмотря на уровень, партию, финансы. Он должен получить одно предупреждение и этого достаточно. Мы пришли менять страну, давайте ее менять. Поэтому все, что у меня есть под рукой: вся власть – все мое оружие, СНБО – один из видов этого оружия, и я его применяю", – заявил президент.
По его словам, он уже не помнит, кто подсказал ему задействовать механизм СНБО.
"Честно говоря, я не очень помню. Я помню, что мы собрались командой, надо быстро действовать. Какие есть варианты: А – менять законодательство очень быстро, Б – остановить это. Мы выбрали Б, а затем А. Наоборот. Почему? Потому что надо было действовать очень быстро", – объяснил Зеленский.
Контекст
С начала этого года СНБО ввел ряд масштабный санкций против отдельных украинских и российских политиков и бизнесменов. В частности, 2 февраля Зеленский ввел в действие решение СНБО о применении санкций против нардепа от "Оппозиционной платформы – За жизнь" Тараса Козака и принадлежащих ему телеканалов "112 Украина", ZIK и NewsOne.
19 февраля СНБО решил ввести санкции против 19 юридических лиц и восьми физлиц: пяти граждан России (по данным СМИ, это менеджеры активов семьи нардепа от ОПЗЖ Виктора Медведчука) и трех украинцев – самого Медведчука, его жены Оксаны Марченко и Натальи Лавренюк, которую СМИ называли гражданской женой Козака.
2 апреля СНБО принял решение ввести санкции против 10 лиц, которых совет считает причастными к контрабанде. Среди них одесские бизнесмены Александр Чудаков, Виктор Шерман и Вадим Альперин и другие. 16 апреля Зеленский сообщил, что в этот список попали еще 12 человек.
В марте СНБО решил применить максимально возможные ограничения против 19 компаний, пользующихся украинскими недрами. СМИ и экс-нардеп Сергей Лещенко писали, что они принадлежат бизнесмену Павлу Фуксу. 18 июня секретарь СНБО Алексей Данилов сообщил о санкциях против самого Фукса и бизнесмена Дмитрия Фирташа.
В июне на заседании СНБО рассматривалась также ситуация с распространением COVID-19, по предложению совета Кабмин усложнил въезд в страну жителей ряда стран.