Представители Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) сравнили решения Вселенского патриархата по Украине с аннексией Крыма, хотя не выступали против этой аннексии. Об этом 16 октября заявил в Twitter вице-премьер-министр Украины Вячеслав Кириленко.
"В УПЦ МП вспомнили об аннексии Крыма. Впервые со времени самой аннексии. Хотя могли выступить против нее еще весной 2014 года и начать свой выход из РПЦ. В знак протеста против аннексии. Но этого не сделали. Почему? Потому что поддерживали аннексию! Тогда были против единства страны, сейчас – против единства церкви!" – написал он.
В УПЦ МП згадали про анексію Криму.Уперше з часу самої анексії.Хоча могли виступити проти неї ще навесні 2014р і розпочати свій вихід з РПЦ.У знак протесту проти анексії.Але цього не зробили. Чому? Бо підтримували анексію!Тоді були проти єдності країни,зараз проти єдності Церкви!
— В'ячеслав Кириленко (@KyrylenkoVyach) 16 октября 2018 г.
Председатель информационно-просветительского отдела УПЦ МП архиепископ Нежинский и Прилукский Климент заявил, что "то, что делает сегодня Константинопольский патриархат, сравнимо с аннексией Крыма".
Синод Вселенского патриархата 11 октября отменил решение 1686 года о передаче украинской церкви в управление Московскому патриархату, а также объявил, что приступает к предоставлению автокефалии украинской церкви. В ближайшее время пройдет объединительный собор украинских православных церквей – УПЦ КП, УАПЦ и УПЦ МП, – на котором изберут предстоятеля единой поместной церкви. Именно он должен получить томос об автокефалии УПЦ. В УПЦ КП ожидают, что это произойдет в ноябре.
15 октября Синод Русской православной церкви в Минске принял решение о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. В заседании принимали участие два представителя УПЦ МП – митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий и митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука.
Под евхаристическим общением в православии подразумевают принцип единства между автокефальными православными церквями во Вселенской православной церкви. Это означает невозможность совместного служения и участия в таинствах для священников и мирян Русской православной церкви и Вселенского патриархата.