"Что делать с переболевшими, которые как-то выпали у нас в стране из внимания? Особенно переболевшими медработниками? Согласно многим рекомендациям, например CDC (американские Центры по контролю и профилактике заболеваний. – "ГОРДОН"), и здравому смыслу, полгода их можно не вакцинировать. Как минимум. Потому что сейчас накапливаются все новые и новые данные о том, что иммунитет вырабатывается достаточно стойкий", – написала она.
Инфекционист отметила, что спустя 11 месяцев после заболевания у нее "сохраняется хороший титр нейтрализующих антител", который у многих коллег после вакцинации "гораздо меньший".
"Каких нам бустерных доз не хватает? И кто ответит за возможные осложнения, в том числе и связанные с риском для жизни, как результата неоправданного и на сегодняшний день малоизученного вмешательства? О возможных отдаленных последствиях вообще говорить не приходится, потому что знаний о них сейчас быть не может, а болезнь по своей сути иммунная. Конечно, эти антитела не гарантируют от болезни, вызванной новыми штаммами, как и вакцинация. Если уже и вакцинировать реконвалесцентов, то только однократно, вовсе не нужна дважды ревакцинация", – считает Голубовская.
По ее словам, "крайне недопустимо и противозаконно" насильно заставлять медиков вакцинироваться без учета их предыдущей истории болезни и иммунного статуса.
"Вакцинация – это медицинская манипуляция, целью которой является предотвращение инфицирования, болезни (или ее тяжелых форм) и смерти. Как у любого вмешательства, есть определенные риски и предостережения. Относиться к вакцинации как к прогулке на свежем воздухе (и то не всем и не всегда можно) нельзя, тем более в данном изучаемом вопросе. Каждый врач десятки раз в день принимает разные решения по терапии, исключительно оценивая разные риски. От высказывания нашего Минздрава типа "вы себя уже гарантированно защитили от болезни и смерти?" мне просто становится страшно. Так и хочется спросить: "Дайте статистику по побочным эффектам, во всем мире она есть". Именно такой малопрофессиональный подход и плодит скепсис у населения", – объяснила Голубовская.