"Цены на электроэнергию для населения пока значительно ниже рыночных. Функция компенсации этой разницы возложена на государственные энергетические компании. И если государство считает такую структуру рынка нормальной – то, пожалуйста, энергетические компании государственные, и государство таким образом дает субсидии населению. Но получается так, что сейчас, когда пытаются унифицировать тарифы для первого и второго класса, то функция субсидирования населения и малого бизнеса переходит в крупную промышленность, что абсолютно нелогично", – отметил эксперт.
Он подчеркнул, что украинская промышленность работает по европейским ценам, поскольку цена импорта фактически самая дорогая. Однако в большинстве европейских стран действует система дифференцированных тарифов, учитывающая меньшие потери электроэнергии при передаче сетями с более высоким напряжением.
"Среди 27 стран Евросоюза только Мальта имеет унифицированный, единый тариф для всех классов напряжения, потому что там просто нет больших потребителей. А в большинстве стран функционируют даже не два класса, а три-четыре класса, чтобы справедливее соотносить расходы и тарифы. То есть унификация противоречит европейскому и мировому опыту", – сказал Тарасенко.
Эксперт также отметил, что унификация тарифов чревата потерями конкурентоспособности украинских экспортных предприятий на мировых рынках.
"В себестоимости электрической металлургии электроэнергия занимает до 25%. В продукции горнодобывающей отрасли эта доля достигает 50–60%. И сейчас как раз в этих отраслях наблюдается ухудшение мировой конъюнктуры. Это была очень большая победа, когда у нас добились открытия черноморских портов и горнодобывающая отрасль получила улучшение условий для экспорта. А сейчас этот экспорт может оказаться неконкурентоспособным из-за того, что повысят этот тариф на передачу электроэнергии – тогда, когда ухудшаются цены на мировом рынке", – подытожил Тарасенко.