25 ноября около Керченского пролива произошел инцидент с применением боевого оружия со стороны российских пограничников против украинских военных кораблей, при этом, согласно действующим международным нормам морского права, корабли Украины не нарушали государственную границу России, сообщила 28 ноября в Facebook пресс-служба правозащитной организации "Amnesty International Украина".
"Иностранные суда, в том числе и военные корабли, имеют право на осуществление так называемого мирного прохода – это проход с целью пересечения территориального моря по трем причинам: для захода в порт (что, собственно, и было целью украинских кораблей), для пересечения территориального моря (например, чтобы сократить маршрут) или для выхода из порта", – сказано в сообщении.
Отмечается, что военные корабли имеют право на мирный проход и в соответствии с российским законодательством.
"Даже согласно федеральному закону РФ от 31 июля 1998 года "О внутренних морских водах, территориальных морях и прилегающих зонах Российской Федерации", ст.ст. 12 и 13, военные корабли имеют право на мирный проход, однако с соблюдением некоторых условий: проход должен быть быстрым, непрерывным и тому подобное. Режим Керченского пролива регулируется нормами двустороннего соглашения – договором от 2003 года между Россией и Украиной. Согласно статьям этого договора, военные корабли обоих государств пользуются свободой судоходства в Керченском проливе. Таким образом, единственное, что могли нарушить украинские корабли, это правила плавания, которые касаются безопасности судоходства. Но вряд ли в связи с этим можно назвать обоснованным применение боевого оружия", – продолжили в "Amnesty International Украина".
Подчеркивается, что "если российская сторона рассматривает этот инцидент как требующий применения боевого оружия, то мы имеем дело с вооруженным конфликтом, а задержанные считаются военнопленными".
"Соответственно, возбуждение уголовного дела властями Российской Федерации против 24 украинских военных следует рассматривать как нарушение международного гуманитарного права. К военнопленным должны применяться нормы Третьей Женевской конвенции от 1949 года. Их не должны привлекать к уголовной ответственности и судить, обязаны содержать в безопасных, но не унизительных для достоинства условиях, обеспечивать питание, одежду, медицинскую помощь и возможность переписки или других форм связи с родными. Любые физические или моральные пытки и любая другая форма принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них какой-либо информации. Военнопленным, которые отказываются отвечать, нельзя угрожать, нельзя их оскорблять, преследовать или прибегать к ограничениям их прав", – резюмировали в правозащитной организации.
25 ноября РФ обстреляла и захватила в Черном море катера украинских ВМС "Бердянск" и "Никополь", а также буксир "Яны Капу", которые собирались пройти через Керченский пролив в Азовское море. Из 24 захваченных украинцев трое получили ранения.
ФСБ возбудила против украинских военных уголовное дело по ч. 3 ст. 322 (незаконное пересечение государственной границы) Уголовного кодекса РФ. 27-го и 28 ноября "суды" в Керчи и Симферополе приняли решения взять под стражу всех украинских моряков.
Военная прокуратура Южного региона Украины сообщила о подозрении восьмерым военнослужащим РФ, причастным к захвату украинских кораблей, им вменяют статьи Уголовного кодекса "планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны" и "покушение на умышленное убийство".
США осудили действия России, назвав их проявлением агрессии, Евросоюз выразил обеспокоенность применением силы со стороны РФ. Заявления с требованием освободить украинских моряков опубликовали также НАТО и ОБСЕ.
В связи с обострением ситуации возле Керченского пролива 26 ноября Верховная Рада поддержала указ президента Украины Петра Порошенко о введении военного положения в 10 областях на 30 суток. Порошенко подписал закон 28 ноября.
28 ноября президент России Владимир Путин сказал, что конфликт в Черном море был провокацией украинских властей, направленной на осложнение избирательного процесса в Украине, украинский президент Петр Порошенко назвал это заявление неправдой. По словам украинского лидера, Путин устроил провокацию в Черном море, чтобы помешать получению томоса об автокефалии для православной церкви в Украине.