Журналисты спросили, есть ли сейчас какая-то "точка соприкосновения для переговоров" между Россией и Украиной и может ли она возникнуть в результате контрнаступления украинских войск.
"Мы не видим никаких знаков от президента [страны-агрессора Владимира] Путина из России, что они на самом деле готовятся к миру или к каким-то реальным переговорам. Но в то же время мы знаем, что чем больше территории Украина сможет отвоевать этим контрнаступлением, тем сильнее будет рука за столом переговоров. И мы также знаем, что чем успешнее будет украинское контрнаступление, тем больше вероятность того, что президент Путин на каком-то этапе поймет, что он не может выиграть эту войну на поле боя и ему придется сесть за стол переговоров", – сказал Столтенберг.
Он подчеркнул, что никто не может сказать с уверенностью, когда и как это произойдет.
"Единственное, что мы знаем, – это что нам необходимо оказать военную поддержку Украине. Потому что это единственный способ для Украины освободить свою землю и послать четкое сообщение Москве, чтобы она знала, что Россия не победит на поле боя", – подытожил генсек Альянса.
Контекст
Переговоры об окончании войны Украина и Россия вели в начале полномасштабной войны на уровне делегаций. В феврале – марте 2022 года состоялись четыре очных раунда, также делегации встречались в видеоформате. Переговорный процесс приостановлен, потому что с российской стороны нет конкретики, которую можно было бы обсуждать, объясняли в Офисе президента Украины 17 мая.
В Кремле неоднократно требовали капитуляции Украины и принятия условий РФ. Президент страны-агрессора России Владимир Путин требовал от Украины прекратить огонь и немедленно сесть за стол переговоров, при этом исключив, что возврат Украине ее территорий будет в повестке дня.
Украинские власти неоднократно заявляли, что преследуют цель деоккупации всех захваченных с 2014 года украинских территорий, в том числе Крыма. Президент Владимир Зеленский в сентябре 2022 года сказал, что не видит возможностей для переговоров с Путиным. 31 марта 2023 года он подчеркнул, что переговоры с РФ возможны только при условии вывода ее войск из Украины.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба 26 апреля заявил, что Киев готов только к тем переговорам, которые не приведут к замораживанию конфликта или территориальным уступкам.
Госсекретарь США Энтони Блинкен в интервью The Washington Post заявил, что российские власти не готовы к серьезным переговорам. По его словам, дипломатические переговоры могут начаться тогда, когда Путин примет фундаментальное решение об этом.