Блинкен допустил, что США пойдут на военные действия в Иране, чтобы не дать Тегерану получить ядерное оружие

Мы полны решимости – госсекретарь США
Фото: ЕРА
США предпочитают дипломатический путь в решения ядерного вопроса с Ираном, но готовы к любым шагам. Об этом госсекретарь США Энтони Блинкен заявил в интервью каналу Al Arabiya, текст которого  29 января опубликован на сайте Госдепартамента.

По его словам, Иран сделал невозможным возвращение к условиям ядерной сделки, которая ограничивала разработку атомной бомбы в обмен на снятие с Тегерана международных санкций. В то же время США обращают внимание на возросшие репрессии против иранского народа, которые проводятся действующим режимом, а также его поддержку России в войне с Украиной. 

"Мы по-прежнему считаем, что наиболее эффективный способ справиться с обеспокоенностью международного сообщества по поводу ядерной программы Ирана – это дипломатия. Дипломатия никогда не уходит со стола. Но президент [США Джо] Байден также ясно дал понять, что мы полны решимости не допустить, чтобы Иран приобрел ядерное оружие, и все варианты остаются на столе переговоров, чтобы этого не произошло", – сказал Блинкен.

На уточнение журналиста, включает ли это военный вариант, глава Госдепа повторил: "Все на столе".

29 января Блинкен начал в Каире (Египет) трехдневный визит на Ближний Восток, он посетит также Израиль и Западный берег (регион между Израилем и Иорданией, который относится к палестинской территории). Он намерен проконсультироваться с партнерами по ряду глобальных и региональных приоритетов, включая вторжение России в Украину, Иран и израильско-палестинские отношения, сообщил накануне Госдеп.

Контекст:

Совет Безопасности ООН 20 июля 2015 года одобрил соглашение, направленное на ограничение ядерной программы Ирана в обмен на снятие с него санкций. Тегеран гарантировал, что откажется от идеи создания ядерного оружия. Через 10 лет, в случае выполнения Ираном условий ядерного соглашения, все ограничения и условия, содержащиеся в резолюции ООН, должны были прекратить действие.

8 мая 2018 года тогдашний президент США Дональд Трамп объявил, что его страна выходит из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по Ирану, считая его "катастрофическим". По словам Трампа, Тегеран обманывал мировое сообщество, утаивая продолжение изысканий в области ядерного оружия.

Бывший иранский президент Хасан Рухани говорил, что рад выходу США из ядерной сделки. Он назвал Вашингтон "проблемным партнером" и проинформировал, что продолжит работу по соглашению с Францией, Великобританией, Германией, Китаем и Россией. Также Рухани предупредил, что Тегеран может возобновить обогащение урана в промышленных масштабах.

6 августа 2018 года Трамп подписал указ, который возобновил санкции против Ирана, действовавшие до подписания ядерной сделки. Они вступили в силу 5 ноября. 8 мая 2019 года в Иране заявили об отказе выполнять часть обязательств по ядерной сделке. 1 июля стало известно, что эта страна превысила лимит запасов низкообогащенного урана, установленный положениями СВПД.

В сентябре 2020 года в МАГАТЭ подтвердили, что Иран начал обогащение урана, нарушив условия ядерной сделки с мировыми державами. В ноябре в организации сообщили, что иранские запасы урана уже в 12 раз превышают порог, установленный ядерной сделкой.

В заявлении верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Жозепа Борреля от 11 января 2021 года говорилось, что Иран приступил к обогащению урана на уровне 20% на подземном заводе Фордо.

Нынешний президент США Джо Байден в феврале 2021 года говорил, что Соединенные Штаты не отменят санкций против Ирана до тех пор, пока власти этой страны не откажутся от планов по обогащению урана. Он называл выход США из ядерного соглашения 2015 года ошибкой и во время предвыборной кампании допускал, что Вашингтон вернется к диалогу с Тегераном по этому вопросу.

Запасы высокообогащенного урана в Иране при новом правительстве страны выросли в четыре раза, до 10 кг к сентябрю 2021 года, указали в МАГАТЭ.