Об этом пресс-служба САП проинформировала в Facebook.
Действия адвокатов квалифицировали по ч. 3 ст. 369 (предложение и обещание или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу) Уголовного кодекса Украины, а также ч. 4 ст. 27 (в статье определены виды соучастников преступления).
Сообщение о подозрении составила и подписала генеральный прокурор Ирина Венедиктова, она поручила прокурору САП вручить его.
По данным следствия, два адвоката, один из которых – близкий родственник главы Окружного административного суда Киева Павла Вовка, обещали за $100 тыс. через главу ОАСК решить вопрос с одним из судей этого же суда о положительном решении по делу по иску предприятия.
СМИ писали, что, этот близкий родственник Вовка – его родной брат, адвокат Юрий Зонтов, а глава ОАСК взял фамилию супруги после женитьбы. Венедиктова подтвердила, что один из подозреваемых – брат Вовка.
НАБУ провело обыски в ОАСК, у фигурантов нашли предметы, "внешне похожие на антиквариат", документы на имя председателя ОАСК и его близкого родственника, а также большие объемы валюты: более $3,7 млн, €840 тыс., £20 тыс., 230 тыс. грн и 100 шекелей. Генпрокурор сообщала, что деньги нашли у Зонтова.
По данным главреда "Цензор.НЕТ" Юрия Бутусова, Зонтов, который с 2008 года является адвокатом (его свидетельство о праве заниматься адвокатской деятельностью не остановлено), также работает и в Службе внешней разведки. В СВР сообщили, что отстранили от должности своего сотрудника, фигурирующего в расследовании НАБУ, но имя Зонтова не упоминали.
По информации экс-генпрокурора Украины Юрия Луценко, валюту детективы нашли в конспиративной квартире Службы внешней разведки Украины. Бутусов писал, что там было оборудовано тайное хранилище наличных денег Вовка.
Вовк не отрицал, что задержанный – его брат, но заявлял, что его имя используют как "расходный материал" для сведения личных счетов".
Контекст
26 июля 2019 года были обнародованы аудиозаписи, сделанные в кабинете главы ОАСК Павла Вовка. Тогда в прокуратуре заявили, что судьи ОАСК системно вмешивались в деятельность высших органов власти Украины. В ОАСК заявляли о грубом вмешательстве в свою деятельность, попытках давления на судей и их дискредитации. Вовк сказал, что обыски в помещении суда – это "цирк", а записи разговоров судей, обнародованные правоохранителями, сфальсифицированы.
17 июля 2020 года Национальное антикоррупционное бюро сообщило, что правоохранители вручили подозрения Вовку и другим судьям, а также тогдашнему руководителю Государственной судебной администрации Зеновию Холоднюку.
Вовку инкриминируют ч. 3 ст. 27, ст. 351-2 (организация препятствования деятельности Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины), ч. 3 ст. 27, ч. 2 ст. 375 (организация вынесения судьей (судьями) заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления) и ч. 2 ст. 376 (вмешательство в деятельность судебных органов) Уголовного кодекса Украины.
11 августа 2020 года НАБУ объявило Вовка, четырех судей ОАСК и двух экс-членов Высшей квалификационной коллегии судей в розыск, так как они не являлись на допросы. 3 ноября Вовка снова объявили в розыск. В Окружном админсуде Киева заявили, что Вовк со 2 ноября находится на больничном в связи с самоизоляцией из-за коронавирусной инфекции СOVID-19, и подчеркнули, что информация об игнорировании повесток не соответствует действительности. Вовк настаивал, что повесток не получал.
В конце ноября Вовк заявил, что не будет ходить на допросы в НАБУ.
3 февраля 2021 года Высший антикоррупционный суд удовлетворил ходатайство о принудительном приводе Вовка на заседание. Тогда глава ОАСК назвал это решение "странным и незаконным" и сказал, что "исполнять явно незаконные, преступные решения" не собирается. Вовк считает, что у него нет статуса подозреваемого.
На заседание, которое назначили на 8 февраля, председателя ОАСК не смогли доставить – детективы НАБУ не нашли его по известным адресам. Также Вовка не смогли привести в суд 16-го, 18-го, 22 февраля, 9-го и 15 марта.
17 марта Специализированная антикоррупционная прокуратура сообщила о завершении досудебного следствия по делу о злоупотреблениях в ОАСК.
Венедиктова заявила, что не видит судебной перспективы в делах о злоупотреблениях в Окружном админсуде Киева и что она не может "приволочь" Вовка в суд.