Как рассказала ее мама Ирина Ворочкова, вечером 29 марта подросток гуляла с друзьями и решила сделать надпись балончиком с краской. Рядом в тот момент стоял бус с милиционерами – они заметили их и забрали всех детей в отделение.
О задержании Евгении ее матери никто не сообщил, узнала она об этом лишь поздно вечером, когда смогла дозвониться до дочери.
Женщина оставила в милиции две жалобы – на то, что ребенка допрашивали без присутствия родителей и что матери не дали ознакомиться с протоколом задержания.
Когда на следующий день мать ребенка опять пришла в милицию, ей выдали копию протокола об административном правонарушении. В документе было сказано, что Ирина "не выполнила обязанности по воспитанию своей несовершеннолетней дочери, которая 29 марта около 20.30 вблизи дома №51 по улице Пулихова нанесла на асфальте надпись "Жыве" краской фиолетового цвета из баллончика, чем нарушила порядок проведения массового мероприятия".
Также в протоколе сообщалось, что надписью "Жыве" подросток "приняла активное участие в пикетировании, которое не было согласовано с Мингорисполкомом". Сделала она это, указано в протоколе, "с целью публичного выражения своего протеста по факту проведения честных выборов".
Как результат в милиции заявили, что Евгения нарушила ч. 1 ст. 24.23 Кодекса об административных правонарушениях Беларуси (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий). Но поскольку школьнице было всего 13 лет, протокол составили на маму – ч. 1 ст. 10.3 КоАП Беларуси (невыполнение обязанностей по воспитанию детей). Наказание по этой статье – штраф до 290 белорусских руб. (3 тыс. грн).
Контекст
Написанное Евгенией на асфальте слово является частью популярного среди белорусской протестной оппозиции лозунга "Жыве Беларусь". Именно его чаще всего скандировали на оппозиционных митингах 2020–2021 годов.
В Беларуси с 9 августа 2020 года продолжаются акции протеста несогласных с результатами голосования на выборах президента (на пике в митингах участвовало по несколько сотен тысяч человек, с начала 2021 года протестная активность упала). По официальным данным, победу в них одержал находящийся при власти с 1994 года Александр Лукашенко, за которого проголосовало 80,1% избирателей. Второе место с 10,1% голосов заняла оппозиционерка Светлана Тихановская. В то же время альтернативные экзит-поллы показывали противоположную картину – уверенную победу Тихановской.
Белорусские силовики жестко разгоняли митинги, используя светошумовые гранаты, резиновые пули и водометы. За время протестов сотни демонстрантов получили травмы и ранения. По данным правозащитного центра "Весна", с августа в стране задержали более 25 тыс. человек, суммарно они получили 83 тыс. суток ареста. Власти заявляли о четырех погибших участниках митингов, оппозиция – о восьми.
23 сентября Лукашенко провел тайную церемонию инаугурации, впервые в истории Беларуси ее не анонсировали и не транслировали по телевидению. Ряд государств, в том числе США, Великобритания, Канада, Германия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Дания, Украина и Чехия, не признали инаугурацию Лукашенко.
Оппозиция настаивает на проведении новых выборов в Беларуси. Лукашенко заявил, что сначала в стране надо изменить конституцию (проект новой конституции, по его словам, представят в 2021 году), а уже после этого провести новые выборы.
Тихановская после выборов была вынуждена покинуть Беларусь, сейчас она проживает в Литве. Осенью 2020 года оппозиционерку объявили в розыск в Беларуси и России.
29 марта Генпрокуратура Беларуси открыла против Тихановской уголовное дело "за подготовку теракта". 2 апреля оппозиционерку внесли в список "причастных к терроризму". 5 апреля в Беларуси заблокировали ее счета.