"В современном мире скрыть ничего невозможно. И всем понятно, что расцвет господина Медведчука почему-то произошел… После того как Российская Федерация осуществила акт агрессии: захватила Крым, начала войну на территории Донецкой, Луганской области, внезапно бизнес кума Путина идет вверх в Украине. Это нонсенс. Недопустимые вещи", – подчеркнул Данилов.
По его словам, подготовка к санкциям против Медведчука и его коллеги по ОПЗЖ Тараса Козака заняла более полугода.
"Процесс никогда не останавливался. Если речь о последних решениях, которые приобрели известность, то это шесть – восемь месяцев. Это не такой процесс, который можно сделать за день-два, это кропотливая работа, которая предусматривает сбор информации, ее проверку, верификацию и тому подобное. Кроме того, мы не единственный орган, который занимается этим вопросом. Есть Служба внешней разведки, которая нам помогает, Главное управление разведки Министерства обороны, Служба безопасности, огромное количество институтов, которые совместно с нами выполняют государственное дело. И считать, что за этим стоит только СНБО, – не совсем корректно", – отметил Данилов.
Контекст
СНБО 2 февраля наложил санкции на Козака и принадлежащие ему телеканалы. В тот же день решение ввел в действие президент Украины Владимир Зеленский (ранее он говорил, что Козак и Медведчук – это "одна история" в контексте владения украинскими телеканалами).
Санкции предусматривают лишение лицензий "112 Украина", ZIK и NewsOne, им предписано прекратить вещание, вся легальная деятельность медиакомпаний прекращается сроком на пять лет. Провайдеры сразу же начали блокировать телеканалы, а те сделали совместное заявление о "политической расправе" и пообещали бороться "за свое право вещать для украинцев".
Советник главы Офиса президента Михаил Подоляк отметил, что эти каналы "весьма активно и часто открыто используют как инструменты чужой иностранной пропаганды в Украине". Пресс-секретарь Зеленского Юлия Мендель заявила, что блокировка "112 Украина", ZIK и NewsOne не имеет ничего общего с наступлением на свободу слова. По ее данным, есть подтверждения тому, что эти каналы финансируют из России.
СНБО 19 февраля решил ввести санкции против 19 юридических лиц и восьми физлиц: пяти граждан России (по данным СМИ, это менеджеры активов семьи Медведчука) и трех украинцев – самого Медведчука, его жены Оксаны Марченко и Натальи Лавренюк, которую СМИ называли гражданской женой Козака. Ограничения решили применить к этим лицам на основании расследования Службы безопасности Украины по статье о финансировании терроризма.
СНБО поручил вернуть в госсобственность нефтепродуктопровод "Самара – Западное направление". Нефтепродуктопровод эксплуатирует компания "Прикарпатзахідтранс". Данилов сообщил, что он не был приватизирован, но "непонятным образом" оказался в частной собственности "двух собственников с иностранной регистрацией, но аффилированных с двумя гражданами Украины".
"Экономическая правда", LIGA.net и экс-нардеп Сергей Лещенко писали о связи "Прикарпатзахідтранс" с Медведчуком. По словам экс-премьера Арсения Яценюка, в 2015 году нефтепровод по решению суда перешел в руки людей, которые имеют отношение "персонально к Медведчуку". Сам Медведчук отрицает любую причастность к нефтепроводу.
В ОПЗЖ считают ограничения "репрессиями и уничтожением украинской демократии".
Медведчук назвал незаконными введенные против него санкции, а Марченко заявила, что после включения ее в санкционный список вступает в партию ОПЗЖ и идет в политику.