Госбюро расследований открыло уголовное производство о возможной госизмене со стороны депутатов Верховной Рады от "Оппозиционной платформы – За жизнь" Виктора Медведчука и Тараса Козака. Об этом народный депутат от "Европейской солидарности" Алексей Гончаренко сообщил в Facebook.
Он проинформировал, что подал в Офис генпрокурора заявление о том, что действия Медведчука и Козака подпадают под определение госизмены.
"Мое заявление приобщили к материалам уголовного производства, которое уже ведется Государственным бюро расследований", – написал он и опубликовал ответ заместителя генерального прокурора Романа Говды.
Гончаренко напомнил, что его заявление касалось, в частности, высказываний Медведчука в интервью российскому пропагандистскому телеканалу RT. Это интервью опубликовали на YouTube-канале "RT Россия" 4 февраля – вскоре после введения санкций против телеканалов, которые связывают с Медведчуком. Нардеп от ОПЗЖ комментировал применение ограничений против телеканалов, о российской вакцине от коронавируса, о войне на Донбассе, выступил за федерализацию Украины. Ряд высказываний Медведчука можно рассматривать как госимену, считает Гончаренко.
СБУ изучает это интервью Медведчука российским пропагандистам.
СНБО 2 февраля наложил санкции на нардепа от "Оппозиционной платформы – За жизнь" Тараса Козака и принадлежащие ему телеканалы. В тот же день решение ввел в действие президент Украины Владимир Зеленский (ранее он говорил, что Козак и Медведчук – это "одна история" в контексте владения украинскими телеканалами).
Санкции предусматривают лишение лицензий "112 Украина", ZIK и NewsOne, им предписано прекратить вещание, вся легальная деятельность медиакомпаний прекращается сроком на пять лет. Провайдеры сразу же начали блокировать телеканалы, а те сделали совместное заявление о "политической расправе" и пообещали бороться "за свое право вещать для украинцев".
Советник главы Офиса президента Михаил Подоляк отметил, что эти каналы "весьма активно и часто открыто используют как инструменты чужой иностранной пропаганды в Украине". Пресс-секретарь Зеленского Юлия Мендель заявила, что блокировка "112 Украина", ZIK и NewsOne не имеет ничего общего с наступлением на свободу слова. По ее данным, есть подтверждения тому, что эти каналы финансируют из России.
СНБО 19 февраля решил ввести санкции против 19 юридических лиц и восьми физлиц: пяти граждан России (по данным СМИ, это менеджеры активов семьи Медведчука) и трех украинцев – самого Медведчука, его жены Оксаны Марченко и Натальи Лавренюк, которую СМИ называли гражданской женой Козака. Ограничения решили применить к этим лицам на основании расследования Службы безопасности Украины по статье о финансировании терроризма.
СНБО поручил вернуть в госсобственность нефтепродуктопровод "Самара – Западное направление". Нефтепродуктопровод эксплуатирует компания "Прикарпатзахідтранс". Секретарь СНБО Алексей Данилов сообщил, что он не был приватизирован, но "непонятным образом" оказался в частной собственности "двух собственников с иностранной регистрацией, но аффилированных с двумя гражданами Украины".
"Экономическая правда", LIGA.net и экс-нардеп Сергей Лещенко писали о связи "Прикарпатзахідтранс" с Медведчуком. По словам экс-премьера Арсения Яценюка, в 2015 году нефтепровод по решению суда перешел в руки людей, которые имеют отношение "персонально к Медведчуку". Сам Медведчук отрицает любую причастность к нефтепроводу.
В ОПЗЖ считают ограничения "репрессиями и уничтожением украинской демократии".
Медведчук назвал незаконными введенные против него санкции, а Марченко заявила, что после включения ее в санкционный список вступает в партию ОПЗЖ и идет в политику.