"Я ожидаю, что МУС быстро свяжется и с договаривающимися государствами и попросит их о приведении в исполнение решения [по аресту Путина]", – заявил он.
Профессор международного права Марсель Кау в комментарии изданию назвал ордер на арест Путина "крайней мерой с далеко идущими юридическими, а применительно к свободе передвижения Путина – фактическими последствиями".
По его словам, в международном праве все чаще говорят о том, что недоговаривающиеся государства также могут быть обязаны экстрадировать обвиняемых в Гаагу. Это означает, что российский президент, вероятно, может чувствовать себя в безопасности только в РФ и больше никогда добровольно не ступит на западную землю, отмечает Bild.
Кау добавил, что даже если бы Путина пригласили на мирные переговоры в ЕС, его нужно было бы на законных основаниях освободить от ордера на арест.
Контекст
17 марта МУС выдал ордер на арест Путина и уполномоченной по правам ребенка РФ Марии Львовой-Беловой. Их подозревают в незаконной депортации детей из оккупированных районов Украины в Россию.
Теперь Путин имеет официальный статус подозреваемого в совершении международного преступления – незаконной депортации и перемещения украинских детей, отметили в Офисе генпрокурора Украины.
Спикер Путина Дмитрий Песков, комментируя решение МУС, заявил, что в Кремле "саму постановку вопроса считают возмутительной и неприемлемой".
МУС рассматривает преступления против человечности, случаи геноцида и военных преступлений. Он действует на основании Римского статута, принятого в 1998 году и вступившего в силу с 2002 года. Юрисдикция суда распространяется только на те государства, которые ратифицировали Римский статут. Его подписали и ратифицировали 122 страны, 31 – только подписала.
Россия подписала этот документ в 2000 году, но не ратифицировала. 16 ноября 2016 года Путин поручил МИД РФ уведомить генерального секретаря ООН о намерении Москвы покинуть Римский статут. В МИД РФ обвинили МУС в неэффективной и однобокой работе, а также заявили, что суд не оправдал возложенных на него надежд.
Украина подписала Римский статут в 2000 году. Она также до сих пор не ратифицировала его, но в 2015 году уведомила МУС о признании его юрисдикции относительно преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных с момента начала агрессии РФ.