В распоряжении The Washington Post оказались перехваченные электронные письма, предоставленные изданию неназванными украинскими официальными лицами.
Издание утверждает, что проверило подлинность сообщений, ссылаясь на регистрационные документы компаний, которые свидетельствуют о том, что российско-китайский консорциум с участием лиц, упомянутых в электронных письмах, действительно был недавно создан в Крыму.
В частности, в одном из писем, которое цитирует издание, китайская корпорация железнодорожного строительства (CRCC) выразила готовность обеспечить строительство железных дорог и автомобильных дорог любой сложности в крымском регионе.
Известно, что государственная компания установила прочные связи с Россией путем разных проектов, включая расширение системы московского метрополитена, которое было завершено в 2021 году.
Комментировать информацию отказалась как китайская, так и российская сторона. Так, руководитель российско-китайского консорциума, базирующегося во временно оккупированном Севастополе, отказался ответить корреспонденту WP на вопрос о проекте тоннеля, заявив, что не будет предоставлять информацию "враждебным СМИ".
В то же время в сообщении (есть в распоряжении WP), направленном в прошлом месяце российскому чиновнику, который является одним из главных "представителей Крыма" в Москве, этот руководитель заявил, что имеет "письмо от наших китайских партнеров о готовности одной из крупнейших компаний Китая CRCC принять участие в качестве генерального подрядчика в строительстве тоннеля под Керченским проливом".
Свое участие в проекте пытается скрыть и Китай, подчеркивает издание. Так, в документах упоминается, что CRCC согласна участвовать в строительстве тоннеля в Крым только при "строгих условиях полной конфиденциальности" и при условии, что название компании будет заменено на "другое, независимое юридическое лицо" в любых контрактах.
В другом письме упоминается китайский банк, желающий "конвертировать свои долларовые средства в рубли для их перевода в Крым для финансирования проектов, пишет The Washington Post.
Учитывая риски санкций и саботажа, американские чиновники и эксперты выразили удивление тем, что CRCC "рискнула вмешаться в это дело", пишет издание. Проект, по их оценкам, создаст политические и финансовые риски для Китая, никогда официально не признававшего аннексию Крыма и чьи компании могут оказаться "в ловушке экономических санкций", которые Соединенные Штаты и Европейский союз наложили на Россию.
Эксперты по крупным международным транспортным проектам сказали WP, что строительство тоннеля под Керченским проливом технически возможно и что Китай имеет необходимые опыт и оборудование. Однако, по их словам, это будет сложный проект, который столкнется с многочисленными препятствиями.
Строительство тоннеля через Керченский пролив, вероятно, обойдется не менее $5 млрд и потребует от российских военных защиты не только пролива, но и производственных объектов на берегу, и это будет операция с высоким уровнем рисков.
Отмечается, что подземные работы могут проводиться почти безопасно, но тысячи сотрудников, дорогостоящее оборудование и большие строительные площадки будут оставаться в пределах досягаемости украинских ракет.
По мнению экспертов, из-за угроз ударов Россия и Китай, вероятно, не смогут задействовать новые методы строительства с использованием гигантских дноуглубительных судов на поверхности воды, и у них не будет другого выбора, кроме как использовать традиционную технологию бурения тоннелей.
WP отмечает, что Россия очень обеспокоена тем, что незаконно построенный Крымский мост – ключевой логистический маршрут для российских военных – неоднократно подвергался ударам со стороны Украины и в будущем также остается уязвимой целью.
Эксперты, опрошенные The Washington Post, говорят: маловероятно, что "Керченский тоннель" удастся завершить в такие сроки, чтобы помочь России в военных действиях. Но Москва может рассматривать его как долгосрочную инвестицию, которая должна обеспечить безопасное сообщение с украинской территорией, спор за которую может идти десятилетиями.
Как отмечают в издании, переговоры сигнализируют о решимости России сохранить контроль над полуостровом, который она незаконно оккупировала в 2014 году. Также они демонстрируют усиление зависимости Москвы от Пекина как источника глобальной поддержки.
В WP отмечают, что Китай, вероятно, будет настаивать на хотя бы частичном владении тоннелем, увеличивая свой потенциал глобальной портовой и транспортной инфраструктуры. Страна также могла бы профинансировать проект и получать оплату либо в виде пошлин, либо за счет экспорта российских нефти и газа.