Куйбида: Решение о ликвидации ОАСК назрело давно. Но сделать это одномоментно невозможно G

Куйбида: Решение о ликвидации ОАСК назрело давно. Но сделать это одномоментно невозможно Куйбида: Депутаты могли бы изменить ситуацию и при большом желании делать реальные реформы
Фото: rpr.org.ua
Ликвидировать Окружной административный суд Киева надо было еще два года назад. Об этом в комментарии изданию "ГОРДОН" заявил кандидат юридических наук, заместитель главы правления Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида.

"Президент четко пояснил свои мотивы, что ОАСК проявляет себя как наиболее коррумпированное учреждение. Это видно по тем расследованиям, которые проводятся. Да и решения этого суда – сами по себе хороший индикатор. Необходимость ликвидации данного суда назрела давно. Начинать нужно было еще два года назад, но хорошо, что наконец сделаны определенные шаги. Посмотрим, насколько они будут эффективными", – сказал собеседник.

Он отметил, что процесс ликвидации суда будет длительным, поскольку парализованы Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) и Высший совет правосудия (ВСП).

"Ликвидировать суд, перевести, уволить и переоценить судей невозможно в один момент, в том числе и потому, что сейчас отсутствует ВККС. А Высший совет правосудия делал все, чтобы покрывать ситуацию в Окружном админсуде Киева. Имея на рассмотрении вопросы об отстранении, задержании, дисциплинарной ответственности судей, ВСП спускал все дела на тормозах и без результата. Так что сам ОАСК – лишь одна из частей, требующая реформирования. Параллельно необходимо создавать новую квалифкомиссию и очистить ВСП", – подчеркнул Куйбида.

По его словам, парламент не торопится принимать необходимые для этого законы.

"Есть большие задержки с принятием законов для очистки ВСП и создания новой квалифкомиссии на конкурентных условиях. Существующие законопроекты не выглядят такими, которые гарантируют эффективность судебной реформы. Надо их дорабатывать. Важно, что президент предпринял такой шаг, но мне кажется, он в состоянии сделать больше. Ведущую роль играет парламентский комитет по вопросам правовой политики, где у президентской фракции большинство. Депутаты могли бы изменить ситуацию и при большом желании делать реальные реформы. Но в комитете находятся выходцы из действующей судебной системы. Складывается впечатление, что они заинтересованы как можно дольше сохранять эту систему без изменений и пользоваться данной системой, которая хорошо научилась взаимодействовать с политикой", – заявил Куйбида.

Он отметил, что затягивание судебной реформы может происходить в интересах определенных олигархов и пророссийских сил.

"ВСП должен был переаттестовать судей и набрать людей на почти 2 тыс. должностей. Он уже полтора года не функционирует. Мне кажется, в этом есть некий смысл: олигархи и пророссийские силы имеют хорошее представительство и в парламенте, и – не исключено – в Офисе президента, чтобы тормозить все эти процессы. А когда совет правосудия и квалификационная комиссия не работают должным образом, некоторые судьи могут продолжать действовать коррумпированным образом и, используя связи в Конституционном Суде и Высшем совете правосудия, практически влиять на политику государства", – отметил эксперт.

Контекст

13 апреля пресс-служба президента Украины Владимира Зеленского сообщила, что глава государства внес в Верховную Раду проект закона о ликвидации Окружного административного суда Киева как неотложный. Зеленский подчеркнул, что ОАСК "так и не смог вернуть доверие к себе, но справился с возвращением скандалов и странных решений, далеких от понимания справедливости".

30 июля 2020 года на сайте президента появилась петиция с призывом ликвидировать ОАСК "в связи с полной потерей авторитета", в октябре она набрала необходимые для рассмотрения 25 тыс. голосов. Зеленский заявил, что поддерживает перезагрузку Окружного админсуда Киева.

26 июля 2019 года были обнародованы аудиозаписи, сделанные в кабинете главы ОАСК Павла Вовка. Тогда в прокуратуре заявили, что судьи ОАСК системно вмешивались в деятельность высших органов власти Украины. В ОАСК заявляли о грубом вмешательстве в свою деятельность, попытках давления на судей и их дискредитации. Вовк сказал, что обыски в помещении суда – это "цирк", а записи разговоров судей, обнародованные правоохранителями, сфальсифицированы.

17 июля 2020 года Национальное антикоррупционное бюро сообщило, что правоохранители вручили подозрения Вовку и другим судьям, а также тогдашнему руководителю Государственной судебной администрации Зеновию Холоднюку.

Вовку инкриминируют ч. 3 ст. 27, ст. 351-2 (организация препятствования деятельности Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины), ч. 3 ст. 27, ч. 2 ст. 375 (организация вынесения судьей (судьями) заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления) и ч. 2 ст. 376 (вмешательство в деятельность судебных органов) Уголовного кодекса Украины.

11 августа 2020 года НАБУ объявило Вовка, четырех судей ОАСК и двух экс-членов Высшей квалификационной коллегии судей в розыск, так как они не являлись на допросы. 3 ноября Вовка снова объявили в розыск. В Окружном админсуде Киева заявили, что Вовк со 2 ноября находится на больничном в связи с самоизоляцией из-за коронавирусной инфекции СOVID-19, и подчеркнули, что информация об игнорировании повесток не соответствует действительности. Вовк настаивал, что повесток не получал.

В конце ноября Вовк заявил, что не будет ходить на допросы в НАБУ.

3 февраля 2021 года Высший антикоррупционный суд удовлетворил ходатайство о принудительном приводе Вовка на заседание. Тогда глава ОАСК назвал это решение "странным и незаконным" и сказал, что "исполнять явно незаконные, преступные решения" не собирается. Вовк считает, что у него нет статуса подозреваемого.

На заседание, которое назначили на 8 февраля, председателя ОАСК не смогли доставить – детективы НАБУ не нашли его по известным адресам. Также Вовка не смогли привести в суд 16-го18-го22 февраля, 9-го и 15 марта.

17 марта Специализированная антикоррупционная прокуратура сообщила о завершении досудебного следствия по делу о злоупотреблениях в ОАСК.

Генеральный прокурор Ирина Венедиктова заявила, что не видит судебной перспективы в делах о злоупотреблениях в Окружном админсуде Киева и что она не может "приволочь" Вовка в суд.

7 апреля брату Вовка Юрию Зонтову и еще одному адвокату – Юрию Донцу – сообщили о подозрении во взяточничестве.

По данным следствия, они обещали за $100 тыс. через главу ОАСК решить вопрос с одним из судей этого же суда о положительном решении по иску предприятия. 

Зонтова отправили под стражу с альтернативой залога более 35 млн грн, Донца арестовали с возможностью внесения 3 млн грн залога, за него уже внесли залог

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать